С помощью бесплатной квалифицированной электронной подписи от ФНС можно производить огромное количество юридически значимых действий — сдавать отчетность, регистрировать ККТ, выполнять требования по ЕГАИС, работать с контрагентами, системами торгов. Существует установленный порядок оформления универсальной электронной подписи — ознакомимся с ним далее.
Оглавление
С 1 января 2022 года руководители юрлиц и индивидуальные предприниматели могут бесплатно оформить квалифицированную ЭП (она же КЭП) двумя способами:
В свою очередь, рядовым сотрудникам предприятий (не руководителям), а также обычным физлицам (не ИП) подпись оформляется на коммерческой основе в аккредитованных удостоверяющих центрах (УЦ). Если КЭП оформляется на бухгалтера или иного подрядчика, обслуживающего предприятие по договору, он также может получить подпись в удостоверяющем центре.
При этом, с 1 сентября 2023 года применяется обязательное правило: КЭП, оформленная на подрядчика в коммерческом удостоверяющем центра, будет законной только при условии дополнения машиночитаемой доверенностью (МЧД), которая выдана подрядчику руководителем фирмы-заказчика (с использованием подписи, оформленной в ФНС или в удостоверяющем центре). Это означает, что, к примеру, внештатный бухгалтер должен будет подписывать первичные документы своей «коммерческой» ЭП, и при этом прилагать электронную МЧД.
Похожая схема будет применяться в случае, если предприятие обращается к уполномоченной организации для получения услуги по сдаче отчетности. Ответственный сотрудник такой организации должен оформить ЭЦП на себя как на физлицо в коммерческом УЦ. На него оформляет МЧД руководитель предприятия, которое обращается за соответствующими услугами. Отчетность должна будет заверяться с помощью «коммерческой» ЭЦП, которая дополняется указанной МЧД.
До 01.09.2023 года можно заверять документы без обязательного применения МЧД.
Для получения КЭП в ФНС (у доверенного лица) руководителю юрлица или ИП необходимо:
Носитель (и дополнительные документы) в этом случае подаются инспектору ФНС позже. Через некоторое время после отправки заявления в разделе «Сведения по заявлениям» будет отражен факт обработки заявления (на это уйдет порядка 10 минут с момента отправки документа онлайн). Далее можно записываться в местное отделение ФНС на прием (либо обратиться туда в любой момент в порядке очереди) для получения сертификата ЭП.
Можно использовать токены:
Токены не предоставляются заявителям бесплатно (и не могут быть заменены альтернативными носителями — такими как флешки). Рыночная цена указанных носителей в зависимости от разновидности составляет 1500-3000 рублей. Купить токен непосредственно в ФНС нельзя, лучше в специализированном онлайн-магазине.
Если в распоряжении заявителя нет какого-либо из вышеперечисленных носителей, но есть иной из числа сертфицированных, то можно попробовать предъявить имеющийся носитель (и прилагающуюся к нему документацию) специалисту ФНС (работнику доверенного лица). Не исключено, что он будет одобрен. Важно, чтобы USB-токен соответствовал форм-фактору Type-A.
Один и тот же токен можно использовать для получения подписей в ФНС многократно (но всякий раз на него записывается только одна действующая подпись, оформляемая налоговым ведомством). Обычный срок службы носителя— 3 года. Важный нюанс: записанные на него ключи нельзя экспортировать (скопировать на другой носитель).
Где следить за ситуацией
Главные новости — в нашем Телеграме
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних новостей бизнеса и изменений законодательства
ФНС (доверенное лицо) после рассмотрения документов (на это уйдет порядка 10-15 минут):
Важно, чтобы USB-носитель был работоспособен (перед визитом в ФНС имеет смысл проверить это). Если при записи выскочит ошибка, то подпись не будет оформлена.
Электронная подпись и сертификат, выданные ФНС, будут действовать в течение 15 месяцев. Но можно продлить сроки их применения (так же как и перевыпустить подпись при необходимости).
Продлить электронную подпись с истекающим сроком действия можно удаленно, без обязательного визита в инспекцию (к доверенному лицу) — также через ЛК налогоплательщика на сайте ФНС.
Но нужно иметь в виду, что удаленный перевыпуск ЭП возможен при одновременном соблюдении следующих условий:
Аналогичные правила применяются при перевыпуске электронной подписи. Его необходимо осуществить, если, например, у предприятия сменился руководитель (или изменены иные сведения, отраженные в сертификате КЭП).
Если описанные выше условия для удаленного продления (перевыпуска) подписи не соблюдены, то необходимо нанести личный визит в инспекцию (к доверенному лицу).
Для перевыпуска сертификата подписи зайдите в свой личный кабинет на сайте ФНС (ЛК юридического лица или индивидуального предпринимателя), используя действующий сертификат вашей ЭП. Выберите опцию «Перевыпустить сертификат электронной подписи» и подпишите заявление на получение нового сертификата своей действующией подписью.
Чтобы начать практическое использование бесплатной электронной подписи, записанной на токен, необходимо:
Проще всего это сделать, произведя тестовое вхождение в Личный кабинет налогоплательщика с помощью полученной электронной подписи.
В этих целях нужно (условимся, что осуществляется вход в ЛК ИП):
Если получится войти в ЛК, то это будет означать, что электронная подпись от ФНС успешно настроена, и ее можно использовать в различных целях.
Полученную КЭП можно интегрировать с различными программами для ведения электронного документооборота либо онлайн-сервисами. В их числе — бесплатный сервис для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности на сайте ФНС. Также квалифицированную подпись можно использовать для регистрации онлайн-касс в налоговой инспекции. Наличие ЭП от ФНС позволит производить официальные обращения в ведомство через личные кабинеты налогоплательщика.
Можно проверить собственную КЭП (как и, безусловно, любые другие — от контрагентов, например) на подлинность с помощью различных интернет-сервисов. В числе общедоступных — сервис проверки подлинности подписи, а также сервис проверки квалифицированной ЭП и сертификата на сайте Госуслуг.
Подписей на первое лицо можно получить столько, сколько директоров записано в ЕРГЮЛ организации. Если в ЕРГЮЛ вписан только один руководитель, то остальные сотрудники могут получить ЭП на сотрудников.
Да, может получить в другом городе. В таком случае директор юрлица обращается в соответствующее подразделение налоговой в регионе фактического пребывания.
Если вы планируете использовать сертификат КЭП для работы в ЕГАИС, обязательно сообщите об этом сотруднику ФНС при подаче заявления на получение. Это важно, т.к. в сертификате ЭП для ЕГАИС должен будет записаться RSA-ключ из вашей учетной записи в ФСРАР.
Да, перевыпуск потребуется. Чтобы документы, подписанные электронной подписью, имели юридическую силу, все реквизиты должны быть актуальными.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь с настройкой ЭП для рабочего места?
Не теряйте время, закажите консультацию сегодня и мы ответим на все вопросы по электронным подписям.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
С 1 января 2023 года меняются правила получения электронной подписи (ЭП, ранее ― ЭЦП) на сотрудников. С 1 января 2022 г. они изменились для руководителей организаций. Изначально были установлены другие…
Начиная с 1 июля 2021 года вступили в силу некоторые изменения, касающиеся электронных подписей и правил их выдачи. В связи с этим предприниматели и организации начали задаваться вопросами о том,…
В сегодняшней статье пойдет речь о МЧД — как оформить ее на сотрудника. Расскажем, когда и где сделать машиночитаемую доверенность и для чего она вообще нужна. Рассмотрим пошагово, как оформить…
С 2022 года согласно поправкам внесенным в Федеральный закон №63 изменяется порядок получения сертификатов для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Они смогут оформить электронную подпись только в Налоговой службе. Сотрудники…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!