Табачная маркировка — новый порядок маркировки сигарет цифровыми идентификационными метками DataMatrix. Проект получил название Честный Знак. Уполномоченная ответственная организация — Центр развития перспективных технологий или иначе ЦРПТ. Система стартовала 1 марта 2019 года. С этого момента началась активная регистрация участников в проекте. Нововведение затронуло всех участников рынка, включая розницу. Как продавать магазинам табачную продукцию, как работать по новому порядку, что изменилось в документации и отчетности в 2020 году, как пройти регистрацию, какие меры наказания предусмотрены нарушителям, обо всех этих важных вопросах мы расскажем в этой статье.
Подключитесь к системе табачной маркировки со скидкой — выгода 1500 ₽
Система табачной маркировки вступила в силу в марте 2019 года. До этого проект существовал в режиме эксперимента. Эксперимент стартовал еще в январе 2018 года. Проект также разрабатывался ЦРПТ. Проект курировал Минпромторг России. В ходе которого были выявлены основные механизмы работы, налажены каналы взаимодействия системы и участников, протестирована работа и налажены проблемные моменты. Было решено маркировать продукцию поштучно и использовать групповую маркировку. Участниками выступили крупные компании: Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и др.
Новая система разработана с целью контроля оборота всей табачной продукции. По данным статистики количество нелегальных сигарет на рынке России приняло просто катастрофические размеры. Маркировка Честный Знак призвана выявлять нарушения, бороться с контрафактом и повышать рост легального бизнеса. Увеличения доходов легального бизнеса положительно отразится на налоговых сборах. Из рынка будут изъяты нелегальные товары, что обезопасит потребителя от риска покупки некачественных и опасных продуктов. Таким образом, маркировка дает возможность выиграть всем: потребителю, бизнесу, государству.
Маркировку табачной продукции постановление правительства №224 утвердило еще в 2019 году. Так с 1 июля 2019 года вступил в силу запрет на производство немаркированной табачной продукции. Также с этого срока запретили продавать сигареты без отчета в систему. Остатки немаркированных были в обороте вплоть до 1 июля 2020 года.
Система подразумевает строгий контроль каждой единицы товара. Помимо прочего реализован инструмент общественного контроля — мобильное приложение Честный Знак, которое даст возможность потребителю проверить товар, получить всю необходимую информацию, а в случае выявления нарушений, — пожаловаться. Потребитель заинтересован в покупке легального качественного товара, так что инструмент работать будет. Приложение бесплатно и доступно для скачивания в Google Play и AppStore.
Запускается информационная система «Маркировка» (ИС Маркировка). Начинается регистрация участников. Чтобы работать по новому, им придется модернизировать оборудование и обучить сотрудников.
Период проекта: с 1 марта 2019 года
Как продавать: можно продавать как по старому, так и по новому (в ходу есть как старые пачки, так и новые с кодами DataMatrix).
Выпускаются пачки сигарет только с маркировкой. Поставки товара от производителя поставщикам будут сопровождаться УПД с кодами маркировки. В систему вступают розничные магазины и торговые сети.
Для того, чтобы перейти на новую систему им придется установить необходимое оборудование:
Кассир будет сканировать идентификатор на кассе, чек с данными будет передаваться в ОФД, а затем в ИС Маркировка.
Период проекта: с 1 июля 2019 по 1 июля 2020 года.
Как продавать: в обороте будут еще старые пачки, которые можно и нужно продавать, пачки старого образца больше производиться не будут. Необходимо распродать всю немаркированную продукцию, т.к. с 01.07.2020 будет введен запрет на продажу.
В этот период активно подключаются оптовики и розница на подтверждение закупок. Производятся пачки только нового образца. Отказ от бумажных ТТН, переход на работу с УПД (универсальный придаточный документ) который будет передаваться через ЭДО (оператор электронного документооборота) между участниками рынка. К этому моменту планируется ввести маркировку на все основные виды товаров, а не только на сигареты.
Период проекта: с 1 июля 2020 года
Как продавать: можно продавать только пачки нового образца (старые нельзя, за это будут штрафовать).
Новая система торговли табачной продукцией при ее успешном внедрении полностью заменит собой акцизные марки. Система маркировки с уникальными идентификаторами на каждую пачку создаст возможность прослеживания продукции, отслеживания статистики ее реализации. Станет возможным выявлять подделки и наказывать. Продать «левый» товар будет нельзя, а все попытки будут регулироваться общественным контролем. Для этого уже сейчас разработаны мобильные приложения «Честный знак» и «Маркировка». Все пользователи смогут сканировать уникальный код со своего смартфона и узнавать всю необходимую информацию. А в случае подделки просто пожаловаться. Информация тут же поступит по назначению, и тогда нагрянет проверка.
Табачная продукция подлежащая маркировке установлена Постановлением правительства №792. В него входят:
В 2020 году вступает в силу обязательная маркировка сигарет. С июля запрещены любые действия с немаркированными сигаретами. Начинается отчетность в информационную систему. Также запрещается производство и импорт альтернативных табачных изделий, а также становится обязательной регистрация по УПД оптовых продаж, а розничных — по онлайн кассе. С июля в чеке должна обязательно присутствовать пометка о маркированном товаре [M]. Маркировка табачных изделий в 2020 году требует от бизнеса всей серьезности и ответственности в подготовке к новым правилам работы. Расскажем о них далее.
Вся информация о табачной продукции будет храниться в ИС Маркировка. На этапе производства каждая пачка маркируется уникальным идентификационным кодом, который генерируется с использованием криптографического ключа. Такой код невозможно подделать. Маркировать нужно каждую пачку. Для каждой единицы товара система выдает уникальный код идентификатор. Для маркировки альтернативной продукции предусмотрена маркировка остатков. В таком случае нужно самостоятельно заказывать коды в личном кабинете на сайте.
Список кодов партии табака вносится в систему. Далее при транспортировке все данные фиксируются. Здесь не учитываются только перемещения в рамках одной организации. Все операции по работе с маркировкой осуществляются с помощью ЭДО (электронный документооборот). Когда партия приходит, и ее нужно принять достаточно подписать документ (используется УПД — универсальный придаточный документ) в электронной форме электронной подписью. Стоит заранее проверить, чтобы в документе отображался весь список кодов с пачек, и коды были верными, иначе продать такой товар будет нельзя.
Главной особенностью маркировки табака является тот факт, что не нужно использовать какое-то особое программное обеспечение. Чтобы списать товар, достаточно просто его продать и выбить чек. Если же вам нужно списать пачки не по причине продажи, то сделать это можно в личном кабинете.
Что касается возвратов, тут все несколько сложнее. Но это лишь дело привычки. Чтобы оформить товар на возврат, нужно создать электронный документ, содержащий полный перечень идентификаторов пачек и подписать его электронной подписью. Уже сейчас вы можете зарегистрироваться в системе и быть в курсе информации о проекте.
С момента принятия товара должно пройти не больше тред дней, когда вы должны подписать УПД. Также важно, чтобы подписание УПД произошло до момента реализации товара. Не принятый товар вы не имеете права продавать или возвращать.
Маркировка табачной продукции уже вступила в силу. Те, кто до сих пор к ней не подключился, очень рискуют. Санкции будут жёсткими: штраф и конфискация немаркированного товара.
Поэтому розничным магазинам в срочном порядке необходимо:
Согласно закону 54 ФЗ все ИП и ООО должны использовать онлайн-кассы с фискальным накопителем. Но есть ли исключения? Да, для тех, кто проживает и торгует в регионах отдаленных и без интернета. Здесь есть свое решение, правда несколько неудобное. Те, кто использует автономную кассу без интернета, должны самостоятельно уведомлять систему маркировки (должна помочь товароучетная система).
При самостоятельной подаче информации о реализуемой табачной продукции необходимо указать коды маркировки списанной продукции и реквизиты кассового документа (чека), по которому этот товар был продан. Подавать такую информацию в систему нужно в течении трех дней с момента реализации на кассе. Каким образом это будут реализовывать предприниматели в районах, где возможно вообще нет такой возможности, остается загадкой.
Какое-то время будут продолжать выпускаться пачки со штрих-кодами старого образца. В экспериментальном режиме стартует проект по отказу от старых штрих-кодов на пачках.
![]() ![]() |
Читайте также: «Регистрация в Четный Знак для маркировки табачной продукции средствами идентификации» |
Все необходимое оборудование для продажи табачной продукции и сигарет в системе ИС Маркировка вы можете в Мультикас. В наличии кассы с программным обеспечением для Маркировки и сканеры штрих-кодов, услуги по регистрации, подключению ОФД, установке и настройке. Также вы можете заказать ключ электронной подписи для работы с ИС и ЭДО.
![]() ![]() |
Шаг 1. Оформите электронную подпись для маркировки табака (пригодится для регистрации кассы при необходимости, регистрации в ИС, работы с документооборотом). Срок действия подписи 1 год. |
![]() ![]() |
Шаг 2. Пройдите регистрацию на портале Честный Знак. Процедуру можно пройти самостоятельно или с помощью сервисной службы. |
![]() ![]() |
Шаг 3.Покупка, регистрация и подключение кассы по 54 ФЗ. При покупке уточняйте, что вы торгуете табаком. |
![]() ![]() |
Шаг 4. Выберите недорогой и качественный сканер для продажи сигарет. (Сканер обязательно должен поддерживать двумерные штрих-коды). |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Нужна ли маркировка остатков табачной продукции? Для сигарет маркировка остатков не предусмотрена. Однако, нужно маркировать остатки альтернативной табачной продукции до 1 июля 2021 года. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Нужно сканировать каждую пачку в блоке при приемке? Не обязательно, так как на это требуется много времени. Но важно помнить, что сканирование каждой пачки поможет избежать ошибок и несоответствий. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
В чеке на продажу маркированных табачных изделий должна быть буква «М»? Да, должна быть с 1 июля. Чтобы иметь возможность печатать чеки с пометкой, нужно обновить прошивку кассы. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Можно ли вернуть уже проданную пачку? Да, покупатель имеет право вернуть некачественную пачку. В таком случает нужно оформить чек возврата у внесением в него кода маркировки пачки. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Что делать, если код маркировки не считывается? Если код маркировке на пачке бракованный или просто не считывается по каким-либо причинам, то такую пачку продавать нельзя, нужно сообщить в Честный Знак. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
У меня касса в автономном режиме без подключения к интернету и ОФД, как мне отчитываться в Честный Знак? Если вы используете кассу в автономном режиме, вы должны раз в 30 дней передавать данные о проданных пачках с кодами в личный кабинет в системе. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Что делать с остатками табачной продукции (сигарет) после 1 июля? Весь товар нужно было продать до 1 июля. Если часть товара осталась — остается только списать. Осуществлять продажу немаркированных сигарет с 1 июля запрещено. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Что делать при ошибке: «Штрихкод не соответствует коду маркировки табачной продукции»? Скорее всего здесь проблема в сканере. Проверьте, точно ли вы считываете код Data-Matrix (он квадратный). Отключите сканер и попробуйте подключить заново. Для этого вам понадобится сбросить настройки сканера. Если после повторного подключения ошибка не ушла, стоит попробовать другой сканер. |
Нужна помощь в подключении к системе маркировки?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию: расскажем, как подключиться и работать с системой.
Почему нас выбирают тысячи предпринимателей по России: |
![]() |
Мы работаем с регионами по всей России. Осуществляем быструю доставку удобным для вас способом. также есть возможность самовывоза (Санкт-Петербург, Москва). Проверенное оборудование от ведущих производителей по самым низким ценам. Все услуги под ключ: получите готовую зарегистрированную рабочую кассу. Все товары и услуги в одном месте: кассовое и торговое оборудование, полный спектр сопутствующих услуг. |
|
КАТАЛОГ НОВЫХ ОНЛАЙН-КАСС |
Налоги ИП на УСН несколько отличаются от взносов предпринимателей на других системах налогообложения. Налогоплательщик получает низкую процентную ставку, простую отчетность, возможность уменьшения налогов за счет страховых платежей. «Упрощенка» ориентирована на представителей малого и среднего бизнеса. Особенно популярен этот режим у ИП без работников — при небольшом доходе налог можно снизить практически до нуля. УСН регулируется главой 26.2 НК РФ. Квартальная…
Штрафы за маркировку одежды в скором времени могут стать угрозой для предпринимателей, так как с 1 января 2020 года оборот немаркированных товаров будет полностью запрещен. Ответственность за нарушение касается всех участников логистической цепочки, начиная от производителя и заканчивая продавцом. Штрафные санкции будут введены за любые промахи, даже если основная часть продукции содержит правильную маркировку. Какие грозят штрафы за отсутствие маркировки…
Патент для ИП в 2021 году будет выглядеть иначе. Федеральный закон № 373-ФЗ внес ряд поправок для патентной системы налогообложения, сделав ее условия более выгодными для предпринимателей. В нашей статье мы подробно разберем изменения ПСН в 2021 году для ИП: разрешенные и запрещенные виды деятельности, условия для розничной торговли и сферы общественного питания, налоговые каникулы и льготный переход для бывших…
Меркурий Россельхознадзор — это система для электронной сертификации и контроля над оборотом товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору. Это единая информационная площадка для владельцев производств, ветеринарных служб, продавцов, чья работа связана с сельскохозяйственной продукцией. «Меркурий» принадлежит к ВетИС — государственной системе в области ветеринарии. Оператором Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) Меркурий является Россельхознадзор. С 1 июля 2018 года любое движение товаров…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!