Проверка контрагентов нужна для сохранения и повышения репутации компании, минимизации финансовых рисков. Если работать с недобросовестными партнерами, возможны задержки заказов, плохое качество товаров и другие проблемы, которые негативно отразятся на имидже организации и ее доходах. Например, поступила бракованная продукция, а контрагент отказывается ее менять. В итоге получатель товара теряет деньги и лояльность клиентов.
В некоторых ситуациях могут быть начислены штрафы. Как утверждают налоговые инспекторы, компания несет ответственность за выбор контрагентов.
Оглавление
Давайте посмотрим, какие могут быть риски для бизнеса, если игнорировать проверку контрагента. Не исключена возможность:
Чтобы исключить такие риски и вести безопасный бизнес, нужно проверить контрагента.
Прежде всего, обратите внимание:
Такие данные могут указывать на скорое банкротство контрагента.
Кроме того, посмотрите на возраст компании, ее обороты, объемы налоговых выплат, размеры долговых нагрузок, кредитную историю. Изучите судебную нагрузку контрагента — соотношение исков, поданных на него и инициированных им самим.
Не столько важны конкретные показатели, сколько их сравнение с аналогичными периодами в прошлом. Например, если за последние несколько месяцев долговая нагрузка увеличилась, это сигнал о рискованных взаимоотношениях с партнером.
Перед тем как подписать договор о сотрудничестве с контрагентом, проверьте у него документы. Это позволит составить приблизительный «портрет» будущего партнера.
Минимальный перечень документов для проверки контрагента:
При необходимости можно запросить дополнительные бумаги.
Онлайн-сервисы на сайте налоговой позволяют собрать достоверную информацию о любой компании. Например, можно оценить риски бизнеса, если проверить контрагента по ИНН. Для этого перейдите во вкладку «Юридическое лицо» или «Индивидуальный предприниматель/КФХ» — в зависимости от организационно-правовой формы вашего партнера. Затем — укажите его данные: ОГРН (ОГРНИП) или ИНН. Дополнительно можно ввести наименование и место регистрации организации, Ф.И.О и адрес ИП.
Несколько лет назад ФНС запустила «Прозрачный сервис», который позволяет налогоплательщикам получать комплексные данные о контрагентах и вычислить фирмы-однодневки. Сервис дает возможность получать информацию:
Также на сайте ФНС есть интернет-сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», который позволяет получить данные из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде. В строке поискового запроса формы проверки контрагента укажите ИНН или ОГРН (ОГРНИП) либо наименование юридического лица (Ф.И.О индивидуального предпринимателя). Затем — выберите регион деятельности.
С помощью этого сервиса можно узнать, находится ли компания на стадии ликвидации, значится ли ее руководитель в списке дисквалифицированных лиц.
Есть много других способов, как проверить контрагента онлайн. О них и поговорим далее.
Реестр содержится на сайте ФАС. Также можно изучить реестр недобросовестных поставщиков в Единой информационной системе в сфере закупок.
Картотека содержит миллионы дел. Чтобы получить сведения о любом из них, заполните поля в фильтре поиска и нажмите кнопку «Найти». В картотеке хранится информация о самом деле, его участниках, хронология рассмотрения в инстанциях, принятые завершающие судебные акты.
Сервис находится на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов. С его помощью можно получить данные о наличии исполнительного производства, его предмете и подлежащей к выплате сумме в отношении физлица или юрлица.
Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юрлиц, ИП и других субъектов экономической деятельности позволяет ознакомиться с данными о работе контрагента. Составная часть сервиса — реестр сведений о банкротстве.
Чтобы проверить партнера, укажите наименование организации и ее реквизиты в поисковой строке. Для поиска сведений об ИП введите его Ф.И.О, ИНН, ОГРНИП.
Если вы планируете взаимодействовать с контрагентом, чья деятельность требует наличия лицензии, проверьте, действительно ли она у него есть. Данные содержатся на сайте лицензирующих органов. Например, реестр лицензий есть на порталах Роспотребнадзора и Роскомнадзора.
На сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России есть сервис с данными о недействительных паспортах граждан РФ. Список пополняется ежедневно, поэтому сведения всегда актуальные. С помощью сервиса можно проверить действительность паспорта контрагента.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок имеются данные о заключенных госконтрактах. Если контрагент заключал их неоднократно, это очевидный плюс. Особенно, если все обязательства были выполнены в срок.
На сайте Генпрокуратуры есть данные о плановых и внеплановых проверках юрлиц и ИП. Изучите результаты проверок компании вашего контрагента. Обратите внимание, были ли найдены недочеты и насколько они серьезные. По результатам проверок делайте выводы о благонадежности партнера.
Весьма полезный инструмент для проверки контрагента — его официальный сайт. Он может рассказать о бизнес-партнере и его деятельности. На нем же указаны клиенты компании, опубликованы отзывы (конечно, верить в их правдоподобность сразу не стоит). Если есть возможность, свяжитесь с компаниями, от имени которых опубликованы отзывы, чтобы узнать, насколько они реальны.
Самый примитивный способ проверить контрагента — обратиться к интернету. Просто вбейте наименование компании-партнера в поисковую строку браузера и изучите открывшиеся ресурсы. Возможно, это будет форум, где упоминается ваш контрагент, или другие сайты.
Наиболее быстрый и простой способ найти информацию о вашем контрагенте — обратиться к специализированному сервису проверки. В 2024 году можно рекомендовать следующие сервисы по проверке контрагентов:
Вот какие типы сведений вы можете получить, воспользовавших услугами одного из таких сервисов:
Несомненно, каждая компания может столкнуться с трудностями. Возможно, даже у вас были временные проблемы. Не стоит судить о контрагенте в негативном ключе на основании однократного «прокола». Но если минусы в деятельности — не случайность, а закономерность, и они возникают систематически, связываться с таким партнером мы не рекомендуем.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна программа СБИС?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию по СБИС и поможем оформить заказ.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
В статье расскажем, как перейти на ЭДО ― в 2022 году это вопрос волнует многих, поскольку с 1 января произошел ряд важных изменений. Еще недавно электронный документооборот казался сложной технологией, требующих…
Эквайринг — прием безнала с банковской карты. Осуществляется с помощью POS-терминала или онлайн-кассы, оснащенной модулем эквайринга. Крупные организации обязаны обеспечить своим клиентам возможность расплачиваться картой. Малые предприятия с небольшим денежным…
Меры поддержки для малого и среднего бизнеса могут быть федеральными и региональными, общими и отраслевыми. Полученными суммами нельзя воспользоваться для нецелевых расходов, а конкретная программа финансирования будет выбрана в зависимости…
СБИС — комплексная система для корпоративного учета и электронного документооборота, разработанная компанией «Тензор». Предназначена для сдачи отчетности, обмена документами с контрагентами, управления бизнес-процессами на разных этапах. Представляем полный обзор системы…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!