С 1 марта 2025 года для общепита появляется новое изменение в выдаче чека – сначала предоставляется платежный документ, а уже после проводится оплата. Это многое меняет и вносит поправки в ведение бизнеса в заведениях ресторанного типа. Разберемся, для чего были созданы нововведения и какие условия для выдачи чека теперь практикуются в общепите.
В этой статье вы узнаете:
Какие изменения в выдаче чеков в общепите с 1 марта 2025 года ждут предпринимателей
Что делать при ошибках в чеке
Как пробить чек при отказе от заказа и в других ситуациях и заведениях
Подключение СБИС Presto
Подключите лицензионную программу СБИС Presto по цене разработчика. Помощь в настройке и подключении.
Для чего внесены изменения в правила расчета с гостями
Новый порядок регламентируется п. 5.11 ст. 1.2 закона 54-ФЗ. Он создан в качестве уточнения рекомендаций по использованию платежных документов, которые ранее предоставлялись клиентам.
Прежде официант мог принести гостю пречек, в котором указан перечень заказанных блюд и конечная сумма, а уже после предоставить чек к оплате. Но многие неправильно истолковывали предназначение фискальных документов и не формировали основной чек, ограничиваясь пречеком или слип-чеком.
Слип чек
Пречек
Кассовый чек
Визуально они схожи, но именно фискальный чек является платежным документом, подтверждающим оплату и фиксирующим данные о продаже в налоговой. В связи с некорректным формированием документации у организации могут возникнуть нарушения, ведущие к проверкам и штрафам.
Обратите внимание! Нововведения не означают, что теперь вы обязаны отказаться от пречека или слип-чека. Это удобный способ ознакомить клиента со списком заказа и его суммой. К тому же он поможет избежать несоответствий в заказе и последующего оформления чека коррекции. Но в организациях, где оплата проходит сразу после заказа (к примеру, в кофейне), пречек не требуется.
Как внедрить новые правила выдачи чеков в общепите
Теперь оплату можно проводить поэтапно:
Спросить у клиента о способе расчета, на этом же этапе можно выдать пречек для наглядности;
Выдать бумажный чек гостю;
Принять оплату, после по желанию предоставить электронный чек.
Электронный чек
Расчеты возможны и посредством ККТ, и по QR-коду – на выбор заведения. Заказы у бара или у прилавка проводятся проще – оплата осуществляется после выдачи полного чека.
Важно! До июля 2025 года еще можно пользоваться старым способом оплаты. ФНС в своем письме от 25 февраля 2025 года N АБ-4-20/1906@ дала пояснения, что контрольно-надзорные мероприятия не будут проводиться в течение 3-4 месяцев с момента, как данная норма вступила в действие, чтобы бизнес успел подготовиться к новым правилам работы.
Как выдавать чек в разных заведениях
Кратко поясним, как действовать организациям в зависимости от ситуации:
Самообслуживание в столовых
При выборе блюд клиент получает бумажный документ до внесения средств. Альтернативный вариант — оформление документа на «передачу в кредит» с последующей выдачей подтверждающего документа после полного расчета. В корпоративных столовых с удержанием суммы из зарплаты сначала оформляется документ на «передачу в кредит», а после списания средств — подтверждающий документ (бумажный или электронный).
Доставка заказов
Если клиент полностью вносит сумму заранее через сайт или приложение, ему направляется электронный документ — новые правила на это не влияют. При доставке через сторонний сервис, где курьер принимает оплату, подтверждающий документ выдает сервис. Если доставку осуществляет курьер заведения, бумажный документ оформляется до внесения средств клиентом.
Банкеты и предоплаты
При полной предоплате онлайн клиент получает электронный документ до внесения средств, а после посещения заведения — подтверждение зачета суммы. Частичная предоплата сопровождается электронным документом, а при окончательном расчете в заведении сначала оформляется бумажный документ на «передачу в кредит», затем — подтверждающий документ.
При оплате на месте полная предоплата требует предварительного оформления бумажного документа, а после посещения — подтверждения зачета. Частичная предоплата в заведении также начинается с бумажного документа, затем при окончательном расчете оформляется документ на «передачу в кредит» и подтверждение оплаты.
Ошибки в чеках – что делать
Многое зависит от формата фискальных данных в организации. ФФД 1.05 предполагает исправление ошибок через два обычных чека: на возврат прихода, далее — корректный на приход. ФФД 1.1 и 1.2 подразумевает исправление ошибок чеками коррекции.
Приведем примеры разных ситуаций:
Случаются и такие ситуации:
Гость изменил способ оплаты с наличных на карту уже после того, как бумажный кассовый чек сформирован и выдан. В этом случае необходимо сформировать 2 кассовых чека: чек коррекции на возврат прихода (идентичен тому, который был сделан вначале, и отменяет первый чек) и кассовый чек коррекции на приход с правильным типом оплаты. Этот же вариант походит и для ситуации, когда забыли применить скидку по карте лояльности, неправильно указали ставку НДС или другой момент, требующий исправления.
Отказ от заказа до оплаты – пробить чек не нужно, но сохранить запись в системе учета для внутреннего контроля будет полезно. Если оплата прошла – формируется чек возврата и возврат прихода на полную сумму или за отмененные позиции.
Предоплата онлайн: если гость вносил деньги дистанционно, оформите электронный чек возврата и верните средства тем же способом.
Аванс (депозит): при отказе от мероприятия (банкета) удерживайте сумму по условиям договора, а остаток верните с чеком возврата.
Временно нет возможности сформировать чек коррекции. Пересчитайте правильную сумму для гостя (без использования кассы). Примите оплату по исправленной сумме (ошибка в исходном чеке останется). Запомните номер чека с ошибкой. Когда коррекция станет доступна, оформите исправляющий чек.
Чек коррекции
Как вести учет чеков на маркированную продукцию в общепите
Большинство заведений фиксирует маркированные позиции актами списания без поштучного учета. Если вы работаете в поэкземплярном формате, при сканировании кодов маркировки на кассе учитывайте нюансы:
При пропуске товара в фискальном документе оформите новую продажу вместо корректировки;
Утерянные или поврежденные коды допускают коррекцию без указания маркировки;
Если клиент уже ушел с неотсканированной позицией, списывайте товар актом без фискальной коррекции.
Как вести учет чеков в ЕГАИС
Корректировка данных по алкоголю требует синхронизации не только с ФНС, но и ЕГАИС:
Изменения цен или объемов пивной продукции вносятся по схеме маркированных товаров, указанной выше, с обязательной сверкой журнала продаж;
Добавленные позиции оформляются новым фискальным документом с признаком «продажа»;
Для крепкого алкоголя корректировки в ЕГАИС не действуют, они вносятся только в данные, передаваемые в налоговую службу. Наша компания поможет правильно вносить сведения в ЕГАИС и окажет всестороннюю техническую поддержку.
Где следить за ситуацией
Главные новости — в нашем Телеграме
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних новостей бизнеса и изменений законодательства
Отступление от регламента печати фискальных документов не влечет санкций, однако полное отсутствие чека грозит:
Стандартными штрафами: 2 000 ₽ для ИП и 10 000 ₽ для юрлиц;
Серьезными санкциями за неприменение ККТ: 25–50% от суммы расчета для ИП (минимум 10 000 ₽) и 75–100% для организаций (от 30 000 ₽).
При повторных нарушениях возможна приостановка деятельности на срок до 90 суток.
Советы по работе с чеками
Для безошибочного соблюдения правил рекомендуется:
Провести обучение персонала с акцентом на предварительное уточнение формы расчета;
Использовать пречеки для проверки заказов до фискализации;
В точках быстрого обслуживания практиковать голосовое озвучивание суммы перед формированием документа;
Архивируйте документы, требующие последующей коррекции – в течение переходного периода (3-4 месяца) можно будет внести исправления после обновления ПО.
Эксперт
Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания.
Максим Демеш
md@kassaofd.ru
Нужна программа СБИС Presto?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию по СБИС Presto и поможем оформить заказ.
Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Чек коррекции на онлайн-кассе нужен при внесении изменений в ранее произведенные расчеты. Такой документ применяется для коррекции ошибок, нарушений и его правомерность установлена 54 Федеральным законом от 2003 г. (пункт…
Слип-чек — это документ, который печатает терминал эквайринга при оплате товаров или услуг покупателем с помощью банковской карты. При этом не гарантирует поступление денежных средств на счет продавца, а только…
Электронные чеки появились вместе с переходом на онлайн-кассы. Применение чеков в электронной форме, как и бумажных регламентирует 54 Федеральный закон о ККТ. Когда и кто должен использовать чеки в электронной…
Если в кассовом чеке недостаточно реквизитов или он сформирован в недопустимом формате, налоговая назначит штраф. Чтобы его не платить, рекомендуем вовремя обновлять кассовую программу, правильно настраивать товароучетную систему и использовать…
990Узнать больше
Подпишитесь на рассылку
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Остались вопросы?
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!