+7(499)703-15-51 Москва
+7 (800) 777-10-65 Регионы
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
|
|
|
Максим Демеш
26 ноября 2021
724

Электронная подпись в 2022 году — новые правила работы и изменения ФЗ 63

Начиная с 1 июля 2021 года начинают постепенно видоизменяться правила работы с электронной подписью (ЭЦП, КЭП). Руководитель удостоверяющего центра «Контур» Сергей Казаков объяснил, какие и как можно использовать ЭЦП и сертификаты, где оформить и что для этого понадобится.

Оглавление

Иконка восклицательный

Электронная подпись в 2022 году

В 2021 и 2022 году правила работы с электронной подписью меняются. Вступают в силу поправки в Федеральный Закон №63 «Об электронной подписи», а именно ФЗ №476 от 27.12.2019 в редакции от 24.03.2021 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и …». Изменения коснулись правил получения и работы с КЭП в организациях, у ИП и нотариусов.

Иконка восклицательный

Главные даты изменений

Переход на новые правила в связи с изменениям в ФЗ 63 «Об электронной подписи» планируется не сразу, а постепенно.

Время1 июля 2021 года — с этой даты Налоговая служба стала оформлять ЭЦП руководителям коммерческих организаций и предпринимателям. Также с этой даты многие удостоверяющие центры не смогут больше выдавать электронные подписи, так как не прошли проверку на соответствие новым требованиям ФЗ 63. На рынке остается значительно меньше центров выдачи КЭП.

Время31 декабря 2021 года — если до этой даты аккредитированный по новым правилам законодательства удостоверяющий центр выдал цифровую подпись, то такая подпись будет действовать до окончания своего срока службы. Далее она подлежит замене ЭЦП соответствующей новым правилам.

Время1 января 2022 года — с этого числа все индивидуальные предприниматели, а также руководители организаций для замены старой ЭЦП или получения новой должны подавать документы в ФНС или обращаться к доверенным лицам.

 

Время1 января 2022 года — с этой даты всем сотрудникам, чьи руководители оформили ЭЦП в ФНС, нужны будут подписи и доверенности в электронной форме. Оформить их можно будет в удостоверяющих центрах.

вопрос

Где можно получить подпись в 2021 году

До 2022 года все сотрудники и руководители организаций, а также предприниматели могут оформлять квалифицированные электронные подписи как обычно, т.е. в удостоверяющих центрах. Основное требования при получении подписи: чтобы выдача производилась удостоверяющим центром аккредитированным по новым требованиям 63 ФЗ. Список УЦ можно найти в перечне Минцифры РФ. Также если вы уже получали подпись ранее, то можно обратиться в тот центр, где вы оформляли КЭП ранее и уточнить возможность выдачи.

Также до конца года все нотариусы и руководители фирм могут воспользоваться альтернативным способом — обратиться за оформлением ЭЦП в Налоговую. Пока такая возможность существует по желанию.

вопрос

Как получить электронную подпись в 2022 году

Электронные подписи с 1 января 2022 года меняют порядок выдачи. Место получения теперь будет зависеть от того, кто ее получает сотрудник или физическое лицо, руководитель организации или юридическое лицо. В 2022 году все нотариусы, индивидуальные предприниматели, директора смогут получить электронные цифровые подписи только в ФНС (территориальном отделении) или в центре доверенного лица ФНС.

Если в 2022 году у вас уже есть электронная подпись, срок действия которой еще не закончился, ее выдал удостоверяющий центр, который получил аккредитацию по новым правилам (63 Федеральный закон), то такой подписью можно пользоваться и дальше. Когда срок действия ЭЦП закончится, подпись придется менять по новым правилам. Такой порядок существенно снизит нагрузку на УЦ и ФНС, чтобы все в экстренном режиме 1 января не отправились на замену КЭП.

вопрос

Как получить ЭЦП руководителю организации

Новые электронные подписи с 2022 года для руководителей организаций можно будет получить в Налоговой службе или в офисах доверенных лиц.

техникаКак получить ЭЦП в ФНС

Подать заявку на оформление электронной подписи руководитель организации сможет лично при посещении территориального отделения ФНС заполнив заявление в бумажной форме. Также есть возможность подать заявку на оформление подписи на сайте ФНС в личном кабинете юридического лица, в личном кабинете индивидуального предпринимателя (ИП) или на order.nalog.ru

Как подать заявку на ЭЦП:

  1. 1. Подайте заявку на оформление сертификата;
  2. 2. Предоставьте носитель (флешку), на который будет записана ЭЦП.

В качестве носителей электронной подписи можно использовать токен (флешку) сертифицированный ФСБ/ФСТЭК России: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен Lite, JaCarta 2 ГОСТ и JaCarta LT. Можно использовать уже существующий ранее носитель или приобрести новый. Приобрести токен можно в УЦ или у производителя.

  1. 3. Предоставьте сертификат соответствия носителя (запросить документы необходимо там, где вы получили токен или же скачать их с сайта производителя).
  2. 4. Руководителю организации необходимо посетить ФНС лично. Такая мера введена в целях проверки личности получателя согласно приказу ФНС № ВД-7-24/982@ от 30.12.2020 года. Можно посетить любое отделение, а не только то, где организация стоит на учете. Однако стоит обратить внимание на то, что некоторые отделения Налоговой не принимают организации не стоящие у них на учете.

Что потребуется с собой:

  1. 5. Подготовьте рабочий компьютер для работы с электронной подписью: установите программу КриптоПро CSP (понадобится приобрести лицензию) и при необходимости плагин для работы в браузере.
  2. 6. Установите электронную подпись на компьютер.

Налоговая служба выдает ЭЦП бесплатно. Потратиться придется на приобретение самого носителя и программу КриптоПро CSP. ЭЦП выдается в единственном экземпляре и имеет защиту от копирования. Всем сотрудникам работающим с электронным документооборотом придется оформлять свои электронные подписи. КЭП не имеет расширений для доступа к специализированным площадкам и сайтам. Пока сайты и порталы не отказались от расширений полностью, использовать на них электронную подпись ФНС не получится.

техника

Как получить подпись у доверенных лиц

Доверенные лица ФНС будут известны в конце 2021 года. В перечень войдут выбранные Налоговой удостоверяющие центры из тех, что прошли переаккредитацию по новым требованиям согласно ФЗ 63. Доверенные УЦ ФНС — это центры, где можно оформить электронную подпись Налоговой. Чтобы получить ЭЦП таким способом, необходимо лично посетить офис выбранного центра. При себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС и носитель (токен) с сертификатом соответствия для электронной подписи. Если у вас нет своего носителя, в офисе можно будет его приобрести. Также у доверенных лиц можно будет купить лицензию программы КриптоПро CSP. Преимуществом выборов УЦ будет также возможность получения услуг по настройке компьютера под электронную подпись.

Важно! Получить электронную цифровую подпись после 1 января 2022 года через ФНС и доверенных лиц смогут только нотариусы, руководители фирм и ИП. Сотрудники бюджетных организаций должны будут оформлять ЭЦП в Федеральном Казначействе, а первые лица банков и других финансовых учреждений — в Центробанке.

вопрос

Как оформить КЭП сотруднику

Сотрудники работающие с документами организации с 2022 года должны будут получать ЭЦП нового образца. Для них будет оформляться квалифицированная электронная подпись физического лица. Получить подпись можно будет в любом удостоверяющем центре прошедшем аккредитацию согласно новым требованиям. Чтобы подать заявку потребуется посетить УЦ лично с паспортом и СНИЛС. 

Отличие подписи сотрудника (ФЛ) от подписи руководителя в том, что ЭП сотрудника выдается без запрета на копирование и добавление расширений.

ЭЦП физлица будет содержать только фамилию, имя и отчество. Для того чтобы подтвердить, что действие совершается от имени организации потребуется электронная доверенность (ЭД) или машино-читаемая доверенность (МЧД).

Новый порядок еще не до конца проработан. Однако его можно применять при сдаче отчетности в Налоговой. Общая схема выглядит так: сперва руководитель оформляет доверенность на работника в ФНС. После приемки МЧД, сотрудник может подавать отчеты в ФНС от имени фирмы. ЭД пока принимается ограниченным числом информационных систем и порталов. ЭЦП действуют как обычно.

Пока порядок применения электронных доверенностей не проработан до конца. В 2022 году действует переходный период, в течение которого участникам работающим с ЭДО необходимо подготовиться к применению доверенностей. В течение всего срока (пока неопределенный период) можно использовать электронные доверенности по желанию.

вопрос

Нужно ли менять электронную подпись

Вариант 1. Если вашу электронную подпись выдал удостоверяющий центр, который не прошел аккредитацию по новым требованиям, то в 2022 году ЭЦП недействительна и потребуется ее замена.

Вариант 2. Если вашу ЭЦП выдал УЦ, который прошел переаккредитацию, то ваша подпись в 2022 году будет действительна вплоть до окончания ее срока действия.

вопрос

Как работать на порталах с расширениями

В связи с изменениями в порядке получения и применения электронных подписей многих интересует вопрос «Как работать на порталах с расширениями?». У некоторых порталов и сайтов свои требования к электронным подписям. Некоторые требуют OIDы (расширения) для ЭЦП. Например, такая схема используется при работе с закупками, в Росреестре, системах СМЭВ. По закону такие расширения не нужны, поэтому некоторые сайты от них уходят. На порталах, где расширения все еще требуются, рекомендуется использовать старую КЭП. Новая электронная подпись ФНС для таких сайтов не подойдет. Ждите дальнейших разъяснений ФНС и самих площадок.

вопрос

Как работать с подписью для ЕГАИС

Сегодня многие организации продающие алкогольные напитки используют одну подпись для работы по всей организации. Для этого активно применяются копии. Работать с новой подписью ФНС таким же образом не получится. Придется использовать подпись руководителя и подписи сотрудников с доверенностями. Ожидается, что скоро ЕГАИС начнет принимать ЭЦП по новым правилам.

Электронная подпись для ЕГАИС

Оформление электронной подписи

Оформление сертификата электронной подписи на вашем или нашем носителе по выгодной цене. КЭП для онлайн-касс, ФНС, ЕГАИС и маркировки.

 

Подробнее о предложении

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Онлайн-кассы

Онлайн-кассы

Перейти

POS-системы

POS-системы

Перейти

Сканеры штрих-кодов

Сканеры штрих-кодов

Перейти

Весы

Весы

Перейти

Кассовое программное обеспечение

Программное обеспечение

Перейти

Услуги

Наши услуги

Перейти

Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на рассылку

Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.

Остались вопросы?

Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!

Закажите обратный звонок Мы свяжемся с вами как можно скорее!
У вас есть вопрос? Напишите нам Мы ответим на ваш вопрос как можно скорее!
Выберете ваш город: Моего города нет в списке