Начиная с 1 июля 2021 года начинают постепенно видоизменяться правила работы с электронной подписью (ЭЦП, КЭП). Руководитель удостоверяющего центра «Контур» Сергей Казаков объяснил, какие и как можно использовать ЭЦП и сертификаты, где оформить и что для этого понадобится.
Оглавление
В 2021 и 2022 году правила работы с электронной подписью меняются. Вступают в силу поправки в Федеральный Закон №63 «Об электронной подписи», а именно ФЗ №476 от 27.12.2019 в редакции от 24.03.2021 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и …». Изменения коснулись правил получения и работы с КЭП в организациях, у ИП и нотариусов.
Переход на новые правила в связи с изменениям в ФЗ 63 «Об электронной подписи» планируется не сразу, а постепенно.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
До 2022 года все сотрудники и руководители организаций, а также предприниматели могут оформлять квалифицированные электронные подписи как обычно, т.е. в удостоверяющих центрах. Основное требования при получении подписи: чтобы выдача производилась удостоверяющим центром аккредитированным по новым требованиям 63 ФЗ. Список УЦ можно найти в перечне Минцифры РФ. Также если вы уже получали подпись ранее, то можно обратиться в тот центр, где вы оформляли КЭП ранее и уточнить возможность выдачи.
Также до конца года все нотариусы и руководители фирм могут воспользоваться альтернативным способом — обратиться за оформлением ЭЦП в Налоговую. Пока такая возможность существует по желанию.
Электронные подписи с 1 января 2022 года меняют порядок выдачи. Место получения теперь будет зависеть от того, кто ее получает сотрудник или физическое лицо, руководитель организации или юридическое лицо. В 2022 году все нотариусы, индивидуальные предприниматели, директора смогут получить электронные цифровые подписи только в ФНС (территориальном отделении) или в центре доверенного лица ФНС.
Если в 2022 году у вас уже есть электронная подпись, срок действия которой еще не закончился, ее выдал удостоверяющий центр, который получил аккредитацию по новым правилам (63 Федеральный закон), то такой подписью можно пользоваться и дальше. Когда срок действия ЭЦП закончится, подпись придется менять по новым правилам. Такой порядок существенно снизит нагрузку на УЦ и ФНС, чтобы все в экстренном режиме 1 января не отправились на замену КЭП.
Новые электронные подписи с 2022 года для руководителей организаций можно будет получить в Налоговой службе или в офисах доверенных лиц.
Подать заявку на оформление электронной подписи руководитель организации сможет лично при посещении территориального отделения ФНС заполнив заявление в бумажной форме. Также есть возможность подать заявку на оформление подписи на сайте ФНС в личном кабинете юридического лица, в личном кабинете индивидуального предпринимателя (ИП) или на order.nalog.ru
Как подать заявку на ЭЦП:
В качестве носителей электронной подписи можно использовать токен (флешку) сертифицированный ФСБ/ФСТЭК России: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен Lite, JaCarta 2 ГОСТ и JaCarta LT. Можно использовать уже существующий ранее носитель или приобрести новый. Приобрести токен можно в УЦ или у производителя.
Что потребуется с собой:
Налоговая служба выдает ЭЦП бесплатно. Потратиться придется на приобретение самого носителя и программу КриптоПро CSP. ЭЦП выдается в единственном экземпляре и имеет защиту от копирования. Всем сотрудникам работающим с электронным документооборотом придется оформлять свои электронные подписи. КЭП не имеет расширений для доступа к специализированным площадкам и сайтам. Пока сайты и порталы не отказались от расширений полностью, использовать на них электронную подпись ФНС не получится.
Доверенные лица ФНС будут известны в конце 2021 года. В перечень войдут выбранные Налоговой удостоверяющие центры из тех, что прошли переаккредитацию по новым требованиям согласно ФЗ 63. Доверенные УЦ ФНС — это центры, где можно оформить электронную подпись Налоговой. Чтобы получить ЭЦП таким способом, необходимо лично посетить офис выбранного центра. При себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС и носитель (токен) с сертификатом соответствия для электронной подписи. Если у вас нет своего носителя, в офисе можно будет его приобрести. Также у доверенных лиц можно будет купить лицензию программы КриптоПро CSP. Преимуществом выборов УЦ будет также возможность получения услуг по настройке компьютера под электронную подпись.
Важно! Получить электронную цифровую подпись после 1 января 2022 года через ФНС и доверенных лиц смогут только нотариусы, руководители фирм и ИП. Сотрудники бюджетных организаций должны будут оформлять ЭЦП в Федеральном Казначействе, а первые лица банков и других финансовых учреждений — в Центробанке.
Сотрудники работающие с документами организации с 2022 года должны будут получать ЭЦП нового образца. Для них будет оформляться квалифицированная электронная подпись физического лица. Получить подпись можно будет в любом удостоверяющем центре прошедшем аккредитацию согласно новым требованиям. Чтобы подать заявку потребуется посетить УЦ лично с паспортом и СНИЛС.
Отличие подписи сотрудника (ФЛ) от подписи руководителя в том, что ЭП сотрудника выдается без запрета на копирование и добавление расширений.
ЭЦП физлица будет содержать только фамилию, имя и отчество. Для того чтобы подтвердить, что действие совершается от имени организации потребуется электронная доверенность (ЭД) или машино-читаемая доверенность (МЧД).
Новый порядок еще не до конца проработан. Однако его можно применять при сдаче отчетности в Налоговой. Общая схема выглядит так: сперва руководитель оформляет доверенность на работника в ФНС. После приемки МЧД, сотрудник может подавать отчеты в ФНС от имени фирмы. ЭД пока принимается ограниченным числом информационных систем и порталов. ЭЦП действуют как обычно.
Пока порядок применения электронных доверенностей не проработан до конца. В 2022 году действует переходный период, в течение которого участникам работающим с ЭДО необходимо подготовиться к применению доверенностей. В течение всего срока (пока неопределенный период) можно использовать электронные доверенности по желанию.
Вариант 1. Если вашу электронную подпись выдал удостоверяющий центр, который не прошел аккредитацию по новым требованиям, то в 2022 году ЭЦП недействительна и потребуется ее замена.
Вариант 2. Если вашу ЭЦП выдал УЦ, который прошел переаккредитацию, то ваша подпись в 2022 году будет действительна вплоть до окончания ее срока действия.
В связи с изменениями в порядке получения и применения электронных подписей многих интересует вопрос «Как работать на порталах с расширениями?». У некоторых порталов и сайтов свои требования к электронным подписям. Некоторые требуют OIDы (расширения) для ЭЦП. Например, такая схема используется при работе с закупками, в Росреестре, системах СМЭВ. По закону такие расширения не нужны, поэтому некоторые сайты от них уходят. На порталах, где расширения все еще требуются, рекомендуется использовать старую КЭП. Новая электронная подпись ФНС для таких сайтов не подойдет. Ждите дальнейших разъяснений ФНС и самих площадок.
Сегодня многие организации продающие алкогольные напитки используют одну подпись для работы по всей организации. Для этого активно применяются копии. Работать с новой подписью ФНС таким же образом не получится. Придется использовать подпись руководителя и подписи сотрудников с доверенностями. Ожидается, что скоро ЕГАИС начнет принимать ЭЦП по новым правилам.
Оформление сертификата электронной подписи на вашем или нашем носителе по выгодной цене. КЭП для онлайн-касс, ФНС, ЕГАИС и маркировки.
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!