+7(499)703-15-51 Москва
+7 (800) 777-10-65 Регионы
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
|
|
Юнит-экономика для маркетплейсов — расчеты прибыльности бизнеса, советы по использованию

Юнит-экономика для маркетплейсов — расчеты прибыльности бизнеса, советы по использованию

Максим Демеш
13 мая 2024
659

Вы продаете товары через маркетплейс, но в какой-то момент замечаете, что прибыль не растет? Значит, где-то допускаете ошибки. Рассчитайте экономические показатели, чтобы понять причину упадка бизнеса. Работать «вслепую» — плохая идея. Нужно посчитать юнит-экономику. А мы вам в этом поможем.

Программа Сбис

Считайте прибыльность торговли на маркетплейсах со СБИС

Подключите лицензионную программу СБИС по цене разработчика. Поможем подключить и настроить за 1 день.

Подробнее о предложении

Оглавление

Что такое юнит-экономика: виды, модели, что может быть юнитом

Юнит-экономика — метод расчета прибыльности бизнеса. Позволяет определить, сколько компания зарабатывает с одного юнита.

Юнитом может выступать товар, клиент, поездка в такси, час занятия у репетитора и пр. Если в магазине большой ассортимент продукции, можно объединить ее в группы и считать юнит-экономику по ним. Допустим, карандаши и ручки — одна группа, папки и файлы — другая.

Пример. Кафе работает с доставкой. В этом случае юнит — клиент, который заказывает еду в офис или домой. Если он оставляет в кафе больше денег, чем компания потратила на его привлечение, значит услуга себя окупает. Задача бизнесмена: рассчитать, сколько нужно клиентов, чтобы работать «в плюс».

Виды юнит-экономики:

Примечание! Считать прибыльность по юнитам можно заранее, чтобы предположить возможный сценарий развития бизнеса. Если речь идет о продаже товаров — сразу при закупке первой партии. Чтобы расчеты были максимально точными, важно учитывать не только себестоимость, но и процент выкупа, комиссию, хранение, расходы на упаковку, маркировку, транспортировку и рекламную раскрутку этой партии.

Существует две модели юнит-экономики:

  1. 1. Транзакционная. Ориентирована на оффлайн-бизнес, в котором юнитами выступают товары или сделки. Главный показатель оценки — маржа. Важно учитывать постоянные и переменные расходы на производство, продвижение, упаковку, доставку продукции, зарплату персоналу, аренду помещения и пр.
  2. 2. Клиентская. Рассчитана на офлайн- и онлайн-бизнес. Юниты —  пользователь или клиент. Основные критерии оценки — пожизненная ценность покупателя, стоимость его привлечения.
Примечание! «Пользователь» и «клиент» — разные термины в юнит-экономике. Пользователь — человек, который знаком с продуктом. При продажах через интернет — это уникальный посетитель. При этом не все пользователи становятся клиентами. Последний — человек, который оставил заявку, купил товар или воспользовался услугой.

Зачем нужна юнит-экономика: 8 аргументов в пользу необходимости расчетов

Приведем 8 аргументов в пользу необходимости ее расчетов, ведь она позволяет:

  1. 1. Оценить перспективы развития бизнеса перед запуском — рассчитать, сколько денег потребуется вложить. Эти расчеты вносятся в бизнес-план.
  2. 2. Найти точку безубыточности — минимальную прибыль для покрытия расходов. Позволяет понять, сколько товаров или услуг нужно продать, чтобы не уйти «в минус».
  3. 3. Оценить возможность масштабирования бизнеса — открытия дополнительного филиала или торговой точки. Метод позволяет предугадать риски.
  4. 4. Оценить прибыльность каждой единицы по отдельности — узнать, насколько прибыльно продавать конкретный товар или услугу.
  5. 5. Определить эффективность основных каналов сбыта — что выгоднее, продажи офлайн или онлайн, доставка.
  6. 6. Рассчитать количество клиентов, которое необходимо привлечь для успешного развития бизнеса, в какую сумму обойдется каждый.
  7. 7. Узнать, насколько эффективно организовано управление издержками, разработать способы их сокращения.
  8. 8. Корректировать ассортимент по конкретным позициям, убрать убыточные и внедрять прибыльные товары.

Юнит-экономика для маркетплейсов — расчеты прибыльности бизнеса, советы по использованию

Сценарии расчетов

Существует два базовых сценария расчетов юнит-экономики:

  1. 1. С большим количеством данных, в том числе маркетинговыми затратами, коэффициентами повторных покупок и пр. Этот расчет наиболее информативен, ведется по соотношению CAC / LTV.
  2. 2. С недостаточным количеством данных (LTV). Предусматривает использование ARPU и ARPPU.

Обе формулы совместимы и не противоречат друг другу.

Далее пробежимся подробнее по непонятным англоязычным аббревиатурам.

Самые важные показатели юнит-экономики на маркетплейсах

Давайте разберемся, что означают основные показатели (метрики) юнит-экономики на маркетплейсе — представим в виде таблицы:

Обозначение показателя

Пояснение

UA

Привлеченные пользователи и трафик на сайт. Учитываются именно пользователи, а не только клиенты

CAC

Стоимость привлечения покупателя — сколько ушло денег на то, чтобы человек стал клиентом

LTV

Доход, полученный от покупателя за определенный период (месяц, год, день)

CTR

Кликабельность — сколько пользователей увидели рекламу и сколько перешли по ней. Выражается в процентах

CR

Конверсия — сколько пользователей совершают нужные действия (переходят по ссылке, скачивают контент, оформляют заказ)

ARPPU

Доход компании с одного покупателя за определенный период

ARPU

Доход с одного покупателя за определенный период без учета маркетинговых затрат

AvP

Величина среднего чека — сколько в среднем клиент тратит денег в рамках одной покупки или получения услуги

APC

Среднее количество покупок за определенный период

CPA

Цена за целевое действие: скачивание, клик, просмотр

MR

Маржинальный доход — «чистый» заработок за определенный период

Как вести расчеты

Давайте теперь рассмотрим формулы для расчета показателей юнит-экономики.

CAC = маркетинговые затраты (AC) / количество привлеченных покупателей.

Пример. В марте из гугл-рекламы пришло 2 000 пользователей, из них 28 стали клиентами. На рекламу было затрачено 40 000 рублей. Таким образом, стоимость привлечения покупателя (CAC) = 40 000 / 28 = 1 428 рублей.

Важно считать потраченные средства и привлеченных с их помощью клиентов в рамках определенного канала: например, Google — отдельно, Facebook — отдельно. Иначе значение показателя будет неточным.

Доход, полученный от покупателя (его жизненная ценность или LTV) = (AVp − VC *AVp) * RPR * Lifetime, где:

Пример. Средний чек составляет 800 рублей, переменные затраты — 25%, коэффициент повторных покупок — 2, клиент делает покупки в компании в течение 3 лет. LTV = (800 — 25% * 800) * 2 * 3 = 3 600 рублей.

Примечание! Соотношение показателей LTV к CAC позволяет оценить жизнеспособность бизнес-модели. Рассматривая наши примеры: 3 600 / 1 428 = 2,5. Это соотношение указывает на достаточно жизнеспособную бизнес-модель, но есть к чему стремиться.

ARPPU и ARPU — альтернативные показатели. Используются в том случае, когда недостаточно данных для корректного расчета LTV.

ARPPU = (AVp − COGS) * APC − 1COGS, где:

Пример. Средний чек составляет 800 рублей, себестоимость — 250 рублей, среднее количество покупок — 2,3, скидка на первую покупку — 75 рублей. ARPPU = (800 — 250) * 2,3 — 75 = 1 190 рублей.

ARPU = ARPPU * (CR), где CR — конверсия, доля пользователей, перешедших по рекламному объявлению и сделавших покупку.

Пример. ARPPU — 1 190 рублей, CR — 15%. ARPU = 1 190 * 15% = 178,5 рублей.

CPA = маркетинговые затраты (AC) / количество привлеченных пользователей (UA).

Пример. На рекламу потратили 30 000 рублей. Привлекли с ее помощью 2 000 пользователей. CPA = 30 000 / 2 000 = 15 рублей.

CM = (ARPU − CPA) * UA.

Исходя из полученных выше данных: CM = (178,5 — 15) * 2 000 = 327 000 рублей. Из этой суммы нужно вычесть постоянные расходы (зарплату персонала, оплату интернета и пр.). Если полученный показатель выше нуля, значит компания не работает себе в ущерб. Чем он выше, тем лучше.

Как получить от юнит-экономики больше информации

Вот несколько рекомендаций, которые позволяют сделать юнит-экономику более информативной:

Плюсы и минусы юнит-экономики

Проводить анализ юнит-экономики, несомненно, выгодно для бизнеса. Рассчитанные показатели позволяют определить максимальную цену привлечения клиента, понять, где компания тратит деньги «впустую», а на чем зарабатывает. Можно заранее произвести расчеты и выяснить, выгодно ли вкладываться в тот или иной товар.

Из минусов — большое количество показателей и сложные формулы. Если допустить ошибку, получается искаженная картина продаж.

Расходы селлера на маркетплейсе, влияющие на юнит-экономику

Расходы селлера можно разделить на две группы:

  1. 1. Разовые (однократные). К ним относится, например, обязательная оплата гарантийного взноса при регистрации на Вайлдберриз.
  2. 2. Регулярные (постоянные). Это расходы на закупку товаров, логистику, комиссию, налоги.

Больше всего «страдает» юнит-экономика Ozon и Wildberries от регулярных расходов. Рассмотрим их подробнее:

Не стоит забывать о невыкупах, возвратах и отменах заказов, доля которых в некоторых категориях превышает 10%. Как правило, подобное часто наблюдается при торговле одеждой, обувью и другими товарами с примеркой.

Возможные ошибки при расчете юнит-экономики

При расчете юнит-экономики предприниматели чаще всего допускают следующие ошибки:

Где посчитать юнит-экономику

Считать юнит-экономику для маркетплейсов можно в Гугл-таблицах. В столбцах — указывать метрики (показатели) и проставлять формулы, в строках — юниты.

Пример шаблона:

Юнит-экономика для маркетплейсов — расчеты прибыльности бизнеса, советы по использованию

Инструкция: как считать юнит-экономику на Wildberries и Ozon

Чтобы рассчитать юнит-экономику продуктов, продаваемых через маркетплейсы, нужно пройти несколько шагов.

Шаг 1. Рассчитайте себестоимость юнита до его размещения на онлайн-площадке. Например, вы купили товар у поставщика по 500 рублей. С учетом доставки, приемки и маркировки получилась себестоимость 550 рублей. Если товар доставляют из Китая в Россию, дополнительно нужно включить в себестоимость расходы на «растаможку». Это затраты до маркетплейса.

Шаг 2. Рассчитайте себестоимость продукции после маркетплейса. К вышеперечисленным добавьте расходы на доставку товара на склад маркетплейса, заработную плату сотрудников, упаковку и пр. Например (все цифры приблизительные):

В итоге себестоимость товара уже приближается к 650 рублям.

Шаг 3. Учтите процент выкупа и налоги. Чем выше процент выкупа, тем меньше придется потратиться на логистику. Как результат, прибыль с продажи будет выше.

Например, из 100 покупателей 20 отказались от товара. Процент выкупа при данных обстоятельствах составляет 80%. Больше всего отказов наблюдается при торговле изделиями легкой промышленности. Для этой категории товаров процент выкупа 30–40% считается нормальным.

Налоговый тариф зависит от выбранного режима налогообложения.

Шаг 4. Рассчитайте стоимость юнита. Добавьте к итоговой себестоимости наценку и установите приемлемую розничную цену. Не забывайте анализировать данные конкурентов. Например, другой продавец выставил такой же товар по 1 000 рублей со скидкой. Установите стоимость в районе 1 200 рублей (с запасом) и тоже предложите скидку — 25%. В результате ваша продукция окажется дешевле — 900 рублей.

Шаг 5. Определите прибыль от юнита. Проще говоря, это розничная цена минус себестоимость: 900 — 650 = 250 рублей. Маржинальность — 250 / 900 * 100% = 27,7%.

Примечание! Не забывайте, что придется еще заплатить налог, и прибыль с юнита уменьшится.

Шаг 6. Рассчитайте стоимость привлечения клиента. Затраты на рекламу могут быть различными в зависимости от выбранного  маркетингового метода. Стоимость привлечения одного клиента = затраты на рекламу / количество привлеченных пользователей.

Шаг 7. Сравните фактическую и плановую юнит-экономику. Этот шаг можно пройти после реальных продаж. Ваша цель — сравнить запланированные и фактические показатели. Оцените результат: оправдались ли ожидания. Если нет — предпринимайте решения для исправления ситуации.

Итог

В качестве итога приведем мнение эксперта: «Не нужно бояться формул — их не обязательно учить, они доступны в открытых источниках. В 90% случаев расчеты простые. Тем более, формулы можно разместить в таблице Excel, и тогда расчет будет производиться автоматически. Считать свои будущие деньги — это всегда приятно и мотивирует».

Частые вопросы

Loader image

Юнит-экономика нужна всем: как начинающему продавцу, так и опытному предпринимателю. Ее нужно считать каждому, кто заинтересован в успешном развитии бизнеса.

Она позволяет определять прибыльность юнитов, чтобы понять, стоит ли масштабировать бизнес-модель. Если продукт убыточный, расширяться на данном этапе нет смысла — затраты возрастут, а прибыли станет еще меньше. Также юнит-экономика дает понять сколько ресурсов и куда нужно вложить, а от чего можно отказаться. То есть, бизнесмен принимает взвешенные решения на основе полученных цифр, а не интуитивно.

Решение за предпринимателем. Главное, чтобы человек был специалистом в этом деле. Если делегировать такие задачи персоналу, лучше нанять отдельного сотрудника, который сфокусируется на статистическом сборе данных и их интерпретации.


Макс Демеш

Эксперт

Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания.

Максим Демеш

md@kassaofd.ru


Нужна программа СБИС?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию по СБИС и поможем оформить заказ.

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Онлайн-кассы

Онлайн-кассы

Перейти

POS-системы

POS-системы

Перейти

Кассовые аппараты

Кассовые аппараты

Перейти

Сканеры штрих-кодов

Сканеры штрих-кодов

Перейти

Весы

Весы

Перейти

Сейфы

Сейфы

Перейти

Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Также читают:

Подпишитесь на рассылку

Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.

Остались вопросы?

Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!

Закажите обратный звонок Мы свяжемся с вами как можно скорее!
У вас есть вопрос? Напишите нам Мы ответим на ваш вопрос как можно скорее!
Выберете ваш город: Моего города нет в списке