Вы продаете товары через маркетплейс, но в какой-то момент замечаете, что прибыль не растет? Значит, где-то допускаете ошибки. Рассчитайте экономические показатели, чтобы понять причину упадка бизнеса. Работать «вслепую» — плохая идея. Нужно посчитать юнит-экономику. А мы вам в этом поможем.
Оглавление
Юнит-экономика — метод расчета прибыльности бизнеса. Позволяет определить, сколько компания зарабатывает с одного юнита.
Юнитом может выступать товар, клиент, поездка в такси, час занятия у репетитора и пр. Если в магазине большой ассортимент продукции, можно объединить ее в группы и считать юнит-экономику по ним. Допустим, карандаши и ручки — одна группа, папки и файлы — другая.
Пример. Кафе работает с доставкой. В этом случае юнит — клиент, который заказывает еду в офис или домой. Если он оставляет в кафе больше денег, чем компания потратила на его привлечение, значит услуга себя окупает. Задача бизнесмена: рассчитать, сколько нужно клиентов, чтобы работать «в плюс».
Виды юнит-экономики:
Существует две модели юнит-экономики:
Приведем 8 аргументов в пользу необходимости ее расчетов, ведь она позволяет:
Существует два базовых сценария расчетов юнит-экономики:
Обе формулы совместимы и не противоречат друг другу.
Далее пробежимся подробнее по непонятным англоязычным аббревиатурам.
Давайте разберемся, что означают основные показатели (метрики) юнит-экономики на маркетплейсе — представим в виде таблицы:
Обозначение показателя |
Пояснение |
UA |
Привлеченные пользователи и трафик на сайт. Учитываются именно пользователи, а не только клиенты |
CAC |
Стоимость привлечения покупателя — сколько ушло денег на то, чтобы человек стал клиентом |
LTV |
Доход, полученный от покупателя за определенный период (месяц, год, день) |
CTR |
Кликабельность — сколько пользователей увидели рекламу и сколько перешли по ней. Выражается в процентах |
CR |
Конверсия — сколько пользователей совершают нужные действия (переходят по ссылке, скачивают контент, оформляют заказ) |
ARPPU |
Доход компании с одного покупателя за определенный период |
ARPU |
Доход с одного покупателя за определенный период без учета маркетинговых затрат |
AvP |
Величина среднего чека — сколько в среднем клиент тратит денег в рамках одной покупки или получения услуги |
APC |
Среднее количество покупок за определенный период |
CPA |
Цена за целевое действие: скачивание, клик, просмотр |
MR |
Маржинальный доход — «чистый» заработок за определенный период |
Давайте теперь рассмотрим формулы для расчета показателей юнит-экономики.
CAC = маркетинговые затраты (AC) / количество привлеченных покупателей.
Пример. В марте из гугл-рекламы пришло 2 000 пользователей, из них 28 стали клиентами. На рекламу было затрачено 40 000 рублей. Таким образом, стоимость привлечения покупателя (CAC) = 40 000 / 28 = 1 428 рублей.
Важно считать потраченные средства и привлеченных с их помощью клиентов в рамках определенного канала: например, Google — отдельно, Facebook — отдельно. Иначе значение показателя будет неточным.
Доход, полученный от покупателя (его жизненная ценность или LTV) = (AVp − VC *AVp) * RPR * Lifetime, где:
Пример. Средний чек составляет 800 рублей, переменные затраты — 25%, коэффициент повторных покупок — 2, клиент делает покупки в компании в течение 3 лет. LTV = (800 — 25% * 800) * 2 * 3 = 3 600 рублей.
ARPPU и ARPU — альтернативные показатели. Используются в том случае, когда недостаточно данных для корректного расчета LTV.
ARPPU = (AVp − COGS) * APC − 1COGS, где:
Пример. Средний чек составляет 800 рублей, себестоимость — 250 рублей, среднее количество покупок — 2,3, скидка на первую покупку — 75 рублей. ARPPU = (800 — 250) * 2,3 — 75 = 1 190 рублей.
ARPU = ARPPU * (CR), где CR — конверсия, доля пользователей, перешедших по рекламному объявлению и сделавших покупку.
Пример. ARPPU — 1 190 рублей, CR — 15%. ARPU = 1 190 * 15% = 178,5 рублей.
CPA = маркетинговые затраты (AC) / количество привлеченных пользователей (UA).
Пример. На рекламу потратили 30 000 рублей. Привлекли с ее помощью 2 000 пользователей. CPA = 30 000 / 2 000 = 15 рублей.
CM = (ARPU − CPA) * UA.
Исходя из полученных выше данных: CM = (178,5 — 15) * 2 000 = 327 000 рублей. Из этой суммы нужно вычесть постоянные расходы (зарплату персонала, оплату интернета и пр.). Если полученный показатель выше нуля, значит компания не работает себе в ущерб. Чем он выше, тем лучше.
Вот несколько рекомендаций, которые позволяют сделать юнит-экономику более информативной:
Проводить анализ юнит-экономики, несомненно, выгодно для бизнеса. Рассчитанные показатели позволяют определить максимальную цену привлечения клиента, понять, где компания тратит деньги «впустую», а на чем зарабатывает. Можно заранее произвести расчеты и выяснить, выгодно ли вкладываться в тот или иной товар.
Из минусов — большое количество показателей и сложные формулы. Если допустить ошибку, получается искаженная картина продаж.
Расходы селлера можно разделить на две группы:
Больше всего «страдает» юнит-экономика Ozon и Wildberries от регулярных расходов. Рассмотрим их подробнее:
Не стоит забывать о невыкупах, возвратах и отменах заказов, доля которых в некоторых категориях превышает 10%. Как правило, подобное часто наблюдается при торговле одеждой, обувью и другими товарами с примеркой.
При расчете юнит-экономики предприниматели чаще всего допускают следующие ошибки:
Считать юнит-экономику для маркетплейсов можно в Гугл-таблицах. В столбцах — указывать метрики (показатели) и проставлять формулы, в строках — юниты.
Пример шаблона:
Чтобы рассчитать юнит-экономику продуктов, продаваемых через маркетплейсы, нужно пройти несколько шагов.
Шаг 1. Рассчитайте себестоимость юнита до его размещения на онлайн-площадке. Например, вы купили товар у поставщика по 500 рублей. С учетом доставки, приемки и маркировки получилась себестоимость 550 рублей. Если товар доставляют из Китая в Россию, дополнительно нужно включить в себестоимость расходы на «растаможку». Это затраты до маркетплейса.
Шаг 2. Рассчитайте себестоимость продукции после маркетплейса. К вышеперечисленным добавьте расходы на доставку товара на склад маркетплейса, заработную плату сотрудников, упаковку и пр. Например (все цифры приблизительные):
В итоге себестоимость товара уже приближается к 650 рублям.
Шаг 3. Учтите процент выкупа и налоги. Чем выше процент выкупа, тем меньше придется потратиться на логистику. Как результат, прибыль с продажи будет выше.
Например, из 100 покупателей 20 отказались от товара. Процент выкупа при данных обстоятельствах составляет 80%. Больше всего отказов наблюдается при торговле изделиями легкой промышленности. Для этой категории товаров процент выкупа 30–40% считается нормальным.
Налоговый тариф зависит от выбранного режима налогообложения.
Шаг 4. Рассчитайте стоимость юнита. Добавьте к итоговой себестоимости наценку и установите приемлемую розничную цену. Не забывайте анализировать данные конкурентов. Например, другой продавец выставил такой же товар по 1 000 рублей со скидкой. Установите стоимость в районе 1 200 рублей (с запасом) и тоже предложите скидку — 25%. В результате ваша продукция окажется дешевле — 900 рублей.
Шаг 5. Определите прибыль от юнита. Проще говоря, это розничная цена минус себестоимость: 900 — 650 = 250 рублей. Маржинальность — 250 / 900 * 100% = 27,7%.
Шаг 6. Рассчитайте стоимость привлечения клиента. Затраты на рекламу могут быть различными в зависимости от выбранного маркетингового метода. Стоимость привлечения одного клиента = затраты на рекламу / количество привлеченных пользователей.
Шаг 7. Сравните фактическую и плановую юнит-экономику. Этот шаг можно пройти после реальных продаж. Ваша цель — сравнить запланированные и фактические показатели. Оцените результат: оправдались ли ожидания. Если нет — предпринимайте решения для исправления ситуации.
В качестве итога приведем мнение эксперта: «Не нужно бояться формул — их не обязательно учить, они доступны в открытых источниках. В 90% случаев расчеты простые. Тем более, формулы можно разместить в таблице Excel, и тогда расчет будет производиться автоматически. Считать свои будущие деньги — это всегда приятно и мотивирует».
Юнит-экономика нужна всем: как начинающему продавцу, так и опытному предпринимателю. Ее нужно считать каждому, кто заинтересован в успешном развитии бизнеса.
Она позволяет определять прибыльность юнитов, чтобы понять, стоит ли масштабировать бизнес-модель. Если продукт убыточный, расширяться на данном этапе нет смысла — затраты возрастут, а прибыли станет еще меньше. Также юнит-экономика дает понять сколько ресурсов и куда нужно вложить, а от чего можно отказаться. То есть, бизнесмен принимает взвешенные решения на основе полученных цифр, а не интуитивно.
Решение за предпринимателем. Главное, чтобы человек был специалистом в этом деле. Если делегировать такие задачи персоналу, лучше нанять отдельного сотрудника, который сфокусируется на статистическом сборе данных и их интерпретации.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна программа СБИС?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию по СБИС и поможем оформить заказ.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
ЭДО для маркетплейсов ― это обмен электронными документами между онлайн-площадкой и контрагентами по защищенным каналам связи. Посредником в данном процессе выступает оператор ― организация, обладающая достаточными технологическими, кадровыми и правовыми…
Маркировка для маркетплейсов ― одна из обсуждаемых тем в 2022 году. Популярность интернет-площадок набирает обороты и значимую долю ассортимента занимают товары с Data Matrix. Рассказываем об особенностях маркировки продукции для…
На неавтоматизированном предприятии многие операции выполняются вручную, что чревато большими затратами по времени и ошибками из-за человеческого фактора. Нет визуально доступной аналитики — не понятно, какие услуги являются «локомотивом» бизнеса,…
Меры поддержки для малого и среднего бизнеса могут быть федеральными и региональными, общими и отраслевыми. Полученными суммами нельзя воспользоваться для нецелевых расходов, а конкретная программа финансирования будет выбрана в зависимости…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!