+7(499)703-15-51 Москва
+7 (800) 777-10-65 Регионы
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
|
|
УСН при работе с маркетплейсами

УСН при работе с маркетплейсами

Максим Демеш
10 июля 2022
631

В статье расскажем, как работать при УСН на маркетплейсах. В последнее время их популярность в России заметно выросла. Потребители все меньше доверяют интернет-магазинам, у которых цена не всегда соответствует качеству. Продавцы маркетплейсов, напротив, дорожат своей репутацией: часто предлагают лучшую цену на рынке и контролируют качество продукции. Возможность предоставить максимально выгодные условия связана с отсутствием расходов на рекламу ― продвижением занимается сама платформа.

Бухгалтерское обслуживание УСН

Бухгалтерское обслуживание на УСН

Полный комплекс бухгалтерских услуг для малого и среднего бизнеса на УСН по выходным тарифам — действуют специальные предложения.

Узнать подробности

Оглавление

Что такое маркетплейс?

Маркетплейс ― торговая онлайн-площадка, на которой продавцы взаимодействуют с покупателями. В переводе с английского означает место торговли, рынок. Маркетплейс является посредником между продавцом и покупателем.

Различают универсальные интернет-платформы, где выставлены на продажу товары совершенно разных категорий, и узкоспециализированные. Наибольшее распространение получили (рейтинг на 2022 год):

По сути, маркетплейс и есть рынок, где продаются разнообразные товары. Только он не в реале, а интернете.

Наибольший скачок его популярности произошел в период пандемии 2020 года, когда были закрыты наземные точки продаж и люди практически не выходили из дома. Купить любую вещь с доставкой на дом ― это про маркетплейс.

Особенности договоров при работе с маркетплейсами

Между участниками правоотношений заключается агентский договор. В нем прописаны условия:

В рамках агентского договора маркетплейс (а именно он является агентом) производит юридически значимые операции за счет принципала: рекламирует и хранит его товар, организует реализацию, прием денег, доставку, а случае необходимости ― возвраты.

Взамен агент получает комиссию от владельца продукции (ее размер выражен в процентах от суммы операций и зависит от ставки, установленной маркетплейсом).

Агент может совершать сделки от собственного имени (например, такой способ работы предусмотрен в Ozon) или от имени продавца (как принято у Wildberries).

Режимы налогообложения при работе с маркетплейсами

Маркетплейсы сотрудничают с ИП, организациями и самозанятыми гражданами. Но возможность работы на торговой онлайн-площадке зависит от используемой системы налогообложения.

ИП на патенте не могут продавать товары в маркетплейсах, так как торговля в интернет-сети не попадает в список разрешенных видов деятельности на ПСН.

Что касается самозанятых граждан, они имеют возможность выкладывать на онлайн-платформе продукцию, но только собственного производства. Как известно, им запрещено заниматься перепродажами. Это одно из условий предоставления статуса самозанятого.

Аналогичное правило действует для ИП, применяющих налог на профессиональный доход. На интернет-площадках не получится работать тем, кто занимается перепродажами.

Работать в маркетплейсе могут:

Выяснили, что предприниматели могут использовать УСН при работе с маркетплейсами. Далее рассмотрим, какой объект налогообложения более выгоден в данном случае.

Какой УСН выбрать для маркетплейса?

Выбор объекта налогообложения при УСН для торговли на маркетплейсах зависит от трех факторов:

Пример

Если закупки товара совершаются на китайском рынке, а нормальных документов на груз нет и расходы подтвердить проблематично, лучше выбрать УСН «Доходы» с налоговой ставкой 6%.

Учитывайте тот факт, что при торговле на маркетплейсах наценка составляет от 300% и выше.

УСН «Доходы минус расходы со ставкой 15% при торговле на маркетплейсах также имеет свои преимущества. Например, на комиссию посредника можно уменьшать единый налог. Входной НДС (если контрагент работает на ОСН), уплаченный интернет-площадке, тоже учитывается в расходах. То же самое касается затрат, возмещаемых посреднику (допустим, на транспортировку и хранение товаров). Они также учитываются в бухгалтерских расходах.

УСН со ставкой 15% выгодно применять тем, у кого суммарная доля трат составляет более 60%.

Так какой УСН выбрать для маркетплейса? Подытожим: чаще всего для маркетплейса выбирают систему УСН 6%. Но если вы покупаете товары официально, есть соответствующие документы, на руках все расходы, а доход с продаж невысокий, можно остановиться на 15%.

Документооборот при работе маркетплейсом

Сильные и конкурентоспособные игроки рынка ― Ozon и Wildberries. Оба сотрудничают с продавцами только через систему электронного документооборота. Разница заключается в том, что Ozon работает через сторонних операторов, а на Wildberries с 2020 года действует специальный портал поставщиков, на котором продавцы публикует информацию о своей продукции, обменивается документами с маркетплейсом. Организация документооборота осуществляется следующим образом:

Пример расчета налога

На «упрощенке» доходы и расходы учитываются кассовым методом. То есть, при поступлении или списания денежной суммы со счета.

Если маркетплейс удерживает комиссию (свое вознаграждение за оказанные услуги) сразу при перечислении выручки, предприниматели часто допускают ошибку ― признают в качестве дохода только чистую прибыль (за исключением выплаченной комиссии интернет-площадке). Это неправильно. Доход предпринимателя исходит не от маркетплейса, а от покупателей. Торговая интернет-площадка является лишь посредниками между ними.

Доход при УСН ― сумма стоимости проданных товаров. То есть, та, которую внесли покупатели.

Пример

Выручка за отчетный период составила 300 000 рублей. Расходы ― 100 000 руб. потратили на закупку товара, 30 000 руб. ― на выплату комиссионных маркетплейсу.

Если объект налогообложения «Доходы», налог рассчитывают следующим образом: 300 000 × 6% = 18 000 рублей.

Если объект налогообложения «Доходы минус расходы», сначала вычитают расходы: 300 000 − 100 000 − 30 000 = 170 000 рублей. Теперь вычисляем налог: 170 000 × 15% = 25 500 рублей.

Исходя из нашего примера, объект УСН «Доходы» оказался выгоднее. Причина: доля расходов составляет менее 50%.

Если бы расходы были выше, УСН «Доходы минус расходы» оказался прибыльнее.

Кассовый чек при торговле через маркетплейс

В маркетплейсе совершает покупки как физические, так и юридические лица. Именно с этим связан вопрос большинства предпринимателей: нужно ли им применять онлайн-кассы и если да, то как и когда формировать чеки, если продажами занимается интернет-площадка? При взаимодействии владельца товара с маркетплейсом выполняется несколько расчётов:

Предприниматель осуществляет расчеты с посредником в форме безнала, поэтому не использует онлайн-кассу. Но при покупке товара на маркетплейсе покупатель должен обязательно получить кассовый чек. В нем должны содержаться обязательные реквизиты, в том числе номенклатура.

Чек необходим, если покупатель ― физическое лицо (при любой форме расчетов) или юридическое, но рассчитывается наличными. Так как покупатель перечисляет деньги за покупку на счет маркетплейса, в не продавца, то и чек должна выдавать интернет-площадка. Следовательно, и онлайн-кассу применяет маркетплейс.

Ранее Минфин указывал на то, что если агент действует от имени принципала, кассу должен использовать последний или передать ее агенту. Но в случае с маркетплейсом это невозможно. Представьте, на интернет-площадке выставляет товары множество продавцов, и если каждый передаст свою кассу маркетплейсу, понятно, что получится неразбериха. Поэтому ККТ применяет агент, формирует чек с указанием наименования своего портала, фискального признака и реквизитами продавца.

Если в маркетплейсе пробит чек для покупателя, обязанности пробивать его повторно у потенциала на УСН (или другом режиме), перечисляющего комиссию посреднику, не возникает (письмо Минфина № 03-01-15/44636 от 27.05.2020).

Товароучетная программа для учета продаж через маркетплейсы

При работе с маркетплейсами нужно правильно выбрать систему учета. Подходит не любая. Связано это с тем, что при торговле в интернет-пространстве появляются дополнительные операции и документы. Например, требуется оформлять транспортировку продукции со склада продавца до места хранения маркетплейса, отгружать отчетность посредника в бухгалтерии, учитывать средства, которые получены от комиссионера, удерживая комиссию.

Один из оптимальных вариантов ― интернет-бухгалтерия «Мое дело», позволяющая вести учет товаров, регистрировать документы при отгрузке продукции, контролировать оплату и т. д. Функционал сервиса достаточно широк. Одно из преимуществ ― открытое API. Программа позволяет осуществлять автоматический обмен данными с маркетплейсом. Интернет-бухгалтерию «Мое дело» уж поддерживают такие онлайн-платформы как Ozon, Wildberries, Lamoda и Яндекс.Маркет.

Кроме того, маркетплейсы предоставляют продавцам доступ в личный кабинет, через который также можно вести учет, изучать статистику, отчетность.

Вопрос-ответ

Loader image

Все зависит от схемы выплаты агентского вознаграждения. При расчете с «грязного» дохода (без вычета расходов) ― ставка 6%. 

Если маркетплейс самостоятельно удерживает комиссию с продавца, для расчета налога по УСН «Доходы» к полученной прибыли нужно прибавить комиссионные.

Чаще всего для маркетплейса выбирают УСН 6%. Но если ИП приобретает товары у поставщика официально, имеет соответствующие документы, фиксирует расходы, можно выбрать УСН 15%. Особенно это актуально для высокой расходной части и небольшой прибыли бизнеса.

Пока самозанятые могут размещать продукцию на трех торговых онлайн-площадках: Wildberries, AliExpress, а с ноября 2021 года — на Ozon. 

Остальные сотрудничают с ИП и юрлицами. Но в скором времени возможно расширят возможности.


Макс Демеш

Эксперт

Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания.

Максим Демеш

md@kassaofd.ru


Нужна помощь с бухгалтерским обслуживанием на УСН?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем решить все вопросы.

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Онлайн-кассы

Онлайн-кассы

Перейти

POS-системы

POS-системы

Перейти

Сканеры штрих-кодов

Сканеры штрих-кодов

Перейти

Весы

Весы

Перейти

Кассовое программное обеспечение

Программное обеспечение

Перейти

Услуги

Наши услуги

Перейти

Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Также читают:

Подпишитесь на рассылку

Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.

Остались вопросы?

Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!

Закажите обратный звонок Мы свяжемся с вами как можно скорее!
У вас есть вопрос? Напишите нам Мы ответим на ваш вопрос как можно скорее!
Выберете ваш город: Моего города нет в списке