В этой статье вы узнаете:
Представьте, покупатель пришел в магазин, не нашел, что нужно, и ушел к конкуренту. Или купил просроченный продукт — разразился скандал. Чтобы не сталкиваться с подобными ситуациями, нужно правильно организовать управление товарными запасами в магазине. Как это сделать — читайте в нашей статье.
Узнайте, как считать товарные запасы, как ими управлять. Перечислим требования к товарному запасу и подскажем, как лучше автоматизировать процесс.
Оглавление
Товарные запасы — количество продукции в магазине для продажи. В зависимости от назначения бывают:
Классификация по местонахождению:
По срокам:
По единицам измерения:
Неправильная организация управления товарными запасами в торговле приводит к дефициту продукции и убыткам.
Считать товарные запасы нужно, чтобы знать, какая продукция заканчивается и требует пополнения, а какая задержалась в магазине. Например, оборачиваемость пива определенного сорта достаточно высока. Поставки — 1 раз в неделю, но уже через три дня партия заканчивается. Чтобы поддерживать продажи на оптимальном уровне, нужно делать поставки чаще.
Другой пример — питьевой йогурт задерживается на полках магазина, в результате чего срок его годности выходит. Продукт приходится списывать. Это значит, что остаток еще непросроченного йогурта нужно распродать по акции и впредь закупать товар меньшими партиями.
Считать товарные запасы нужно для того, чтобы:
Давайте разберемся, как вести расчеты. Приведем несколько формул.
Средний товарный запас:
ТЗ ср = (ТЗ 1 + ТЗ 2 + ТЗ 3… + ТЗ n) / количество дней в периоде,
где ТЗ 1 — ТЗ n — размеры товарных запасов из расчета на каждый день рассматриваемого периода.
Эту формулу можно использовать для расчета остатков продукции в денежном или натуральном выражении: рублях, штуках, упаковках, килограммах и пр.
Для наглядности картины можно рассчитать коэффициент оборачиваемости товаров. Он позволяет узнать, за какой период продукция проходит один оборот цикла «товар-деньги-товар». Коэффициент оборачиваемости продукции рассчитывается по формуле:
КО = выручка / средний товарный запас.
А этот показатель используется для расчета коэффициента оборачиваемости в днях:
оборачиваемость в днях = количество дней в периоде / коэффициент оборачиваемости
Показатель позволяет понять, в течение какого времени товар превращается в деньги и через какой период вложенные в продукцию средства вернутся магазину.
Сложности в управлении товарными запасами на предприятиях торговли состоят в наличии «плавающей» величины — количества продаж. Никто заранее не может прогнозировать, как будет продаваться тот или иной товар. Чтобы не попасть «пальцем в небо» и не оказаться в убытке, важно учитывать следующие критерии:
Пример. Срок годности молока — 3 дня. Нужно определить, какое количество продукта в среднем удается продавать ежедневно, и, исходя из этого, планировать объем закупок.
На практике все выглядит следующим образом. Формируется условный неснижаемый остаток — количество товаров, ниже которого нельзя опускать запас. Как только показатель приближается к этой «красной линии», нужно обращаться к поставщику. При этом важно учитывать сроки доставки. Если товар везут 10 дней, заказ нужно делать заранее.
Для управления товарными запасами торгового предприятия используются такие методы:
Управление товарными запасами в розничной торговле предполагает возможность выбора формы товароснабжения: транзитной или складской. Она определяется в зависимости от условий:
При использовании транзитной формы товароснабжения торговая точка получает продукцию напрямую от поставщика. Складской — товар приходит со склада, что характерно для крупных торговых сетей. В этом случае можно регулировать остатки, но присутствуют дополнительные расходы на хранение и доставку продукции.
Чтобы товары не заканчивались в магазине в самый неподходящий момент, можно пойти несколькими путями:
Главное требование — товарные запасы должны покрывать потребности розничного магазина, а затраты на обслуживание и хранение — быть минимальными.
Управление запасами продукции с помощью специальной программы обеспечивает автоматическое выполнение большей части бизнес-операций с минимальным участием человека. Пользователь задает величину неснижаемого остатка и при достижении этого уровня софт формирует заявку поставщикам. В итоге — исключен риск остаться без товаров в разгар продаж.
Для автоматизации управления остатками можно использовать программу СБИС. Что она «умеет»:
При обнаружении несоответствий данных в заказе и накладной, программа указывает на ошибки.
Управление товарными запасами в магазине — один из ключевых элементов формирования торговой политики предприятия. Основная задача — закупать продукцию по мере продаж и не допускать пустых полок. Несоблюдение этих требований приводит к снижению лояльности покупателей и финансовым убыткам.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна программа СБИС?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию по СБИС и поможем оформить заказ.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Невнимательность сотрудника магазина во время приемки товаров и другие ошибки их учета в конечном итоге приводят к тому, что остатки по факту не соответствуют данным в товароучетной системе. Возникают излишки,…
Ценник — небольшая карточка с данными о товаре и его стоимости. Размещается рядом с продукцией — сбоку, сверху, снизу или прямо на изделии. В статье расскажем о правилах оформления ценников…
Учет товаров в розничном магазине жизненно необходим в условиях высокой конкуренции и высоких объемов работы. Автоматизация учета товаров в рознице осуществляется при помощи специальных сервисов и программ. Наиболее известные из…
Чтобы поддерживать товарооборот магазина на должном уровне, следует понимать, какие товары продаются быстро, а какие залеживаются на складе и пылятся на полках в торговом зале. Логично, что нужно заказывать больше…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!