Учет срока годности продуктов — один из важных бизнес-процессов в любой компании, связанной с оборотом товаров. Если не контролировать период реализации продукции, магазин или склад в конечном итоге столкнется с убытками — «просрочку» придется списывать. Еще хуже — продать ее покупателю. Можно нарваться на серьезный штраф или вообще сесть в тюрьму.
Чтобы избежать этих проблем, рекомендуем организовывать работу с товарами правильно и регулярно проверять ассортимент на наличие продуктов с истекающим сроком годности. Расскажем, как это сделать.
Оглавление
Срок годности — это период, в течение которого продукция сохраняет свои потребительские свойства и может быть использована по назначению. Он предусмотрен не для всех, но многих товаров. При этом самый жесткий контроль срока годности в магазине нужен для продуктов питания. Во-первых, употребление в пищу некачественной еды влечет за собой угрозу здоровью и даже жизни человека. Во-вторых, среди продовольственных товаров встречается «скоропорт» — продукция, у которой период годности исчисляется несколькими днями.
Посмотрим, что указывает производитель на упаковке товара:
Продавать просроченный товар запрещено законом и наказывается штрафом. Если покупатель приобретет просрочку и отравится ею, владелец магазина понесет уголовную ответственность — вплоть до лишения свободы. Именно поэтому учет сроков годности так важен.
Если покупатель обнаружит в торговой точке просроченный товар, он вправе пожаловаться в Роспотребнадзор. В свою очередь, это станет причиной для внеплановой проверки магазина.
Просроченная продукция часто появляется из-за неоптимизированных закупок — магазин заказывает у поставщика больше товаров, чем может продать. Или сотрудники выставляют на витрину более свежие продукты, а те, которые были получены ранее, остаются на складе.
Другие причины просрочки:
В свою очередь, сотрудники должны регулярно пересматривать ассортимент для контроля сроков годности товара.
Контроль сроков годности товаров должен быть везде. В первую очередь это касается магазинов:
Контроль за отсутствием просроченной продукции должен быть в заведениях общепита:
Контроль качества товара должен быть в аптеках и аптечных пунктах.
Методы контроля срока годности товаров:
Рассмотрим каждый способ подробнее.
В этом случае сотрудники вручную заполняют журнал контроля сроков годности. Как правило, учет сквозной — на каждую партию, поступившую в магазин или на склад, заводят новую строку, ставится номер и дата.
Ручной учет уже практически не используется в современном бизнесе. Но его еще можно встретить в магазинах:
Плюсы ручного контроля:
Минусы:
Это начальный уровень автоматизации. С помощью Excel-таблиц, где указаны формулы, можно выполнять несложные расчеты.
Плюсы:
Минусы:
Это самый современный метод контроля сроков годности товара в магазине. Всю работу делает программа, а пользователю остается только вносить данные. Система контроля сроков годности автоматически определяет, когда продукция станет непригодной к употреблению, а также уведомляет об этом. Таким образом, можно полностью исключить просрочку и оптимизировать закупки.
Плюсы:
Минусы:
Несмотря на то, что автоматизированный учет имеет небольшие минусы, их полностью покрывают плюсы, которых предостаточно.
Для автоматизации учета и контроля сроков годности товаров нужно внедрить в магазин или на склад терминал сбора данных и специализированную программу.
Давайте разберем два способа продаж продукции:
Учет можно вести в товароучетной системе. Например, такие функции доступны в «1С:Комплексная автоматизация» и «1С:ERP». Или использовать для этого узкоспециализированные программы. Например, от СБИС.
Для начала нужно выбрать и установить приложение для учета сроков годности товара. Например:
Программа товароучета позволяет отслеживать сроки и вовремя списывать просроченные товары, переоценивать продукты с истекающим периодом реализации.
пример настройки учета
Суть работы состоит в следующем:
пример проверки всего каталога продукции по срокам годности
Просроченный товар программа выделяет красным цветом.
За продажу «просрочки» предусмотрены штрафы (согласно ст. 14.4 КоАП РФ):
При повторном нарушении:
При этом обнаруженные при проверке просроченные товары будут конфискованы.
Если просроченная продукция создает угрозу для здоровья и/или жизни потребителей, предусмотрена уголовная ответственность (согласно ст. 238 УК РФ):
Если нарушение повлекло за собой смерть покупателя, наказание еще серьезнее — вплоть до лишения свободы на 10 лет.
Однозначно, контролировать сроки годности товаров нужно. Как минимум, чтобы не потерять репутацию — с большей долей вероятности покупатели уйдут из магазина, где постоянно наблюдается просрочка, и перейдут к конкурентам. Как максимум — чтобы не понести убытки или, чего хуже, не сесть в тюрьму.
Учет сроков годности продукции лучше вести с помощью автоматизации — внедрения товароучетных программ типа СБИС Розница.
На продукцию, срок годности которой подходит к концу, нужно снизить цену, чтобы быстрее ее продать. Если период реализации товара уже истек, продавать его уже нельзя — только списывать.
Чтобы контролировать сроки годности товаров, можно использовать конфигурации «1С», программу от СБИС и другие решения, в которых предусмотрен соответствующий функционал.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна программа СБИС?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию по СБИС и поможем оформить заказ.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
На неавтоматизированном предприятии многие операции выполняются вручную, что чревато большими затратами по времени и ошибками из-за человеческого фактора. Нет визуально доступной аналитики — не понятно, какие услуги являются «локомотивом» бизнеса,…
В этой статье мы рассмотрим, как организовать рабочее место кассира, чтобы оно соответствовало требованиям актуального законодательства, и было оборудовано и настроено для оптимальной работы по обслуживанию покупателей. Также рассмотрим особенности…
Торговое оборудование – это обязательная часть работы любого магазина. Правильно подобранное оборудование упрощает как обслуживание клиентов, так и ведение бизнес-процессов для владельца. В данной статье вы узнаете о стандартном и…
Маркировка товаров вводится для контроля товарооборота, уплаты налогов и выявления контрафакта. Маркировка началась еще в 2019 году, когда началась регистрация участников системы. Теперь же для многих товарных групп вводится обязательная…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!