В статье рассмотрим виды и способы печати этикеток, которые массово используются в торговле, складской деятельности, на производстве и в других сферах. Для их изготовления часто применяется термопринтер или термотрансферный принтер, но есть и другое оборудование (зависит от технологии печати). На этикетках содержатся штрих-коды, текстовая информация (наименование товара, производителя, состав продукта и т. д.), графические данные (изображения, логотип компании).
Оглавление
Этикетки различаются по типу материала, из которого они изготовлены:
Распространенный вид носителя для печати этикеток на принтерах ― самоклейка рулонного типа. На бумажной ленте на одинаковом расстоянии размещаются наклейки. Такой вид стикеров пользуется наибольшим спросом по причине удобного их нанесения на товары.
Также различают фальцованный носитель (сложенный гармошкой), который также применяется для печати этикеток на принтере. В отличие от ленты со стикерами рулонного типа, его загружают в задний паз устройства, а не устанавливают внутрь.
По внешнему исполнению этикетки бывают:
По форме:
Различают так называемые «умные» этикетки ― с радиочастотными метками (RFID-метками). Между двумя слоями бумаги находится транспондер. Такие метки используются для маркировки отдельных групп товаров. Например, меховых изделий.
Для изготовления бумажных черно-белых этикеток можно использовать носитель с термочувствительным слоем. Подходит для этикетирования скоропортящихся продуктов или товаров, которые будут распроданы в ближайшие месяцы. Недопустимо воздействовать на такие этикетки водой, желательно беречь от попадания прямых солнечных лучей, избегать трения. Для их печати не используется краска, изображение получается путем плавления верхнего слоя носителя. Печать с помощью красящей ленты выполняется на бумаге без термочувствительного слоя. Она может быть:
Матовая ― наиболее уязвима к внешним воздействиям. Глянцевая ― самая защищенная за счет верхнего покрытия.
Согласно ГОСТ 7625-86, различают следующие виды бумаги для этикеток:
Бумага марок А и В изготавливается из беленой целлюлозы.
Рассмотрим, какие бывают виды синтетических этикеток.
Вид материала | Особенности |
Полиэтилен |
Устойчив к влаге, растворителям и химическим веществам. Выдерживает температуру от –10 до +80 °C. Возможно нанесение этикеток на товар при температуре от +5 °C Полиэтилен — эластичный материал. Такие этикетки можно наносить на упаковки с товаром, которые подвергаются деформациям (сжимаемые контейнеры, гибкие предметы, поверхности с небольшим радиусом). Используются в косметической, автомобильной отраслях, для бытовой химии). |
Полиолефин | Устойчив к механическим и климатическим воздействиям, щелочам, кислотам, альбуминовым растворам. Сохраняет свойства при температуре от –40 до +100 °C, предназначен для нанесения на поверхность при температуре от +5 °C |
Поливинилхлорид | Не размокает в воде, выдерживает перепад температур, не поддается трению. Рабочая температура: от –20 до +100 °C. Максимальная скорость печати: до 101 мм/сек |
Полипропилен | Характеризуется высокой устойчивостью к маслам, воде, растворам на основе спирта. Применяется для этикетирования товаров пищевой, химической, косметической, медицинской промышленности. Для самоклеящихся полипропиленовых этикеток рабочая температура составляет от –20 до +100 °C. Стикеры можно наносить на поверхность при температуре до +5 °C. |
Полиэстер | Обладает стойкостью к маслам, воде, растворителям, спиртосодержащим растворам, отличается износостойкостью. Имеет высокие свойства адгезии — прочно крепится к поверхности. Рабочая температура: от –40 до +150 °C |
Полиамид | Устойчив к внешним воздействиям, химически агрессивным средам, выделяется термостойкостью. Этикетки из полиамида, в частности, используются для маркировки печатных плат. Рабочая температура: от –40 до +190°C. |
Самыми распространенными типами печати этикеток на современных предприятиях являются: термопечать и термотрансферная печать. Рассмотрим каждый вид подробнее.
Выполняется на термопринтере. Для изготовления этикеток используется бумажный носитель с термочувствительным слоем. Горячая термоголовка принтера напрямую контактирует с поверхностью этикет-ленты. Ее верхний слой нагревается и плавится под вод воздействием высоких температур. С помощью прямой термической печати можно изготовить только бумажные и черно-белые этикетки со сроком «жизни» не более 6 месяцев. Они уязвимы к воде, солнечным лучам, трению. Бумажные термо-стикеры применяются для этикетирования товаров с небольшим периодом реализации, которые хранятся практически в идеальных условиях и не подвергаются частым транспортировкам.
Выполняется на принтере, работающем по принципу термопереноса. В качестве расходного материала используется не только носитель, но и риббон. Это лента с красящим пигментом (на основе воска, смолы или смешанного типа: воск + смола) на поверхности. Может быть разных цветов (синего, черного, красного, зеленого и т. д.). В данном случае термоголовка принтера не взаимодействует с носителем напрямую. Между ними проходит риббон. Печатающая головка нагревает его, краска плавится и отпечатывается на поверхности носителя. Преимущество такого способа печати заключается в том, что он позволяет изготавливать не только бумажные (без термочувствительного слоя), но и синтетические этикетки. Последние более устойчивы к механическим и климатическим воздействиям, выдерживают контакт с маслами, щелочами, кислотами (умеренной агрессивности). Срок их службы: до 25 лет. Термотрансферные этикетки могут быть цветными, но все-таки чаще всего используется риббон черного цвета (получаются черно-белыми).
Принтеры для термотрансферной печати представлены широким разнообразием производителей и моделей. Перечислим наиболее популярные модели.
Другие виды печати этикеток:
Печать выполняется быстровысыхающими жидкими красками. После высыхания напоминают полимерные эластичные пластины. Эластичные выпуклые формы позволяют избежать появления неровностей на печатном материале. Краска на носителе отпечатывается с формы, изготовленной под заказ. Флексографская печать осуществляется с помощью ротационных печатных машин. Это совершенно другое оборудование, не имеющее ничего общего с термопринтерами. Флексография целесообразна для крупнотиражной печати этикеток (от 50 тыс. штук за смену).
Офсетная печать. Это разновидность печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал без прямого контакта с ним ― через промежуточный офсетный цилиндр. Изображение получается не зеркальным, а прямым. Офсетная печать выполняется, как правило, на картоне или бумаге. Для самоклеек оптимальным вариантом считается термотрансфер или флексография.
Выполняется с помощью привычного многим картриджного принтера. В качестве носителя используются самоклейки формата А4. Это бюджетный способ изготовления этикеток, но с ограниченными сферами применения. Например, для печати кодов Data Matrix он не подходит. Это медленно и совершенно неудобно.
Используется для печати ценников и внутренней маркировки товаров миниатюрными ярлыками. В зависимости от модели, этикет-пистолеты наносят данные в одну, две или три строчки.
Под глубокой печатью понимают перенос текстовой и графической информации на поверхность этикетки с помощью форм, которые заполнены краской. В результате получается стойкое изображение высокого качества. Можно детально передать тончайшие полутона цветовых переходов.
По технологии глубокой печати можно наносить данные на этикетки из бумаги и синтетики. Для этого используются тигельный станок, плоскопечатная ротационная машина или ручной пресс. Глубокая печать не пользуется высокой популярностью, так как она дорогостоящая и требует больших временных затрат.
Важно! Глубокая печать чаще всего применяется для производства упаковки, а не этикеток. Подходит для изготовления крупных тиражей ― от 70 тысяч экземпляров.
Глубокую печать мы уже рассмотрели. Также упоминалась офсетная технология, которая применяется не только для изготовления этикеток, но и упаковок. Теперь рассмотрим другие способы печати для упаковочных материалов:
Отличается от стандартной офсетной тем, что краска с помощью печатных форм поочередно наносится на впитывающую платину из резины. С нее конечное изображение переносится на бумагу. Но есть недостаток: искажение цветового баланса, если слои краски при нанесении друг на друга не успевают высохнуть.
Изображения наносятся на упаковку по принципу трафарета. Сначала его вырезают по контуру, затем прикладывают к носителю (будущей этикетке), а после этого в вырезанную форму подают краска. Печатать с помощью шелкографии можно на бумаге, картоне, пластике, ткани. Отличный вариант, когда нужно нанести изображение прямо на бутылки, пузырьки, флаконы.
Еще один способ печати упаковки, который предусматривает перенос металлизированной фольги на поверхность материала. В результате получаются яркие сверкающие изображения. Перенос картинки осуществляется за счет воздействия высокой температуры и давления.
Относительно последнего варианта есть одно важное требование: материал, на которое наносится изображение, должен быть жестким (например, прочный картон, жестяные банки). Для мягких упаковок такая технология печати не подходит.
Для нанесения текста, штрихкодов, логотипов на бумажные термотрансферные этикетки подходит риббон на основе воска. Для синтетических стикеров нужна красящая лента на основе смолы.
Можно выбрать промежуточный вариант: риббон смешанного типа. Но именно смоляная лента обеспечивает самое высокое качество изображения.
Для изготовления тканевых вшивных ярлыков используется термотрансферный принтер.
Расходные материалы: нейлоновая или сатиновая лента (носитель) и риббон Resin Textile (на основе смолы, специально для текстильных материалов).
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь в подборе принтера?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и подберем подходящий термотрансферный принтер этикеток.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Когда в магазин поступает товар, каждую его единицу нужно промаркировать. Это необходимо для того, чтобы товар было можно идентифицировать и внести в товароучетную систему для назначения цены, последующего учета и…
Принтеры для маркировки товаров являются неотъемлемым инструментом обязательной идентификации товаров. Современные условия ведения бизнеса обуславливают потребность в технологическом решении по нанесению идентификационных меток на товары. В большей мере это связано…
Как выбрать принтер этикеток для магазина и для чего он вообще нужен? В случаях, когда товары поступают на розничную точку без нанесенных штрих-кодов или маркировочных кодов, перед реализацией необходимо дать…
Термотранферный принтер этикеток набирает особую популярность ввиду внедрения обязательной маркировки товаров Честный Знак. Особенностью печати термотрансферных принтеров является высокое качество и износостойкость, что позволяет использовать этикетки напечатанные таким способом для…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!