Кодирование товаров — не просто наклеить штрих-код и дело в шляпе. Чтобы внедрить штрихкоды, нужно разобраться с требованиями, купить оборудование, установить ПО и учесть другие нюансы. Рассказываем, как бизнесу подключиться к штрихкодированию, чтобы избежать штрафов и переплат.
Оглавление
Штрихкодирование товаров — нанесение графических меток на упаковку или этикетку. Внутри идентификаторов зашита информация о производителе и товаре, которая расшифровывается сканером и автоматически переносится в кассовую программу.
Технология призвана автоматизировать учет — идентифицировать товары и отслеживать их передвижение, упростить складской учет и инвентаризацию.
Штриховые коды бывают 3 видов: линейными, двумерными (2D) и радиоэлектронными (RFID-метки).
Линейный штриховой код — графический символ, состоящий из набора черных полосок и пробелов. Под полосками находятся цифры, которые дублируют зашифрованную информацию. Такие идентификаторы считываются по горизонтали. Если наклейка повреждена, можно вбить цифры в кассовую программу вручную.
Пример линейного штрихкода
Существует 5 базовых видов линейных штрихкодов:
Название |
Разновидности |
Пояснение |
В каких сферах популярен |
EAN (European Article Number) |
Существует 3 разновидности:
|
Штрихкоды европейского стандарта |
В розничной и оптовой торговле, бухгалтерском и складском учете |
UPC (Universal Product Code) |
Существует 7 разновидностей:
|
Штрихкоды американского стандарта |
В розничной и оптовой торговле, в складском и бухгалтерском учете |
Code128 |
Штрих-коды представлены одной разновидностью |
Штрихкоды формата Code128 более вместительны, по сравнению с UPC и EAN. Идентификатор состоит из 107 символов. Помимо цифр и латинских букв в метке можно зашифровать спецсимволы. |
В логистике и здравоохранении |
ITF-14 |
Штрих-коды представлены одной разновидностью |
ITF — двухполосные числовые штрихкоды, которые состоят из 14 символов. Идентификаторы обрамлены черной рамкой по периметру. |
В оптовой торговле и складском учете |
GTIN |
GTIN-8 (8 цифр) GTIN-12 (12 цифр) GTIN-13 (13 цифр) GTIN-14 (14 цифр) |
GTIN — графические символы, разработанные международной организацией GS1. Без GTIN-кодов нельзя маркировать товары идентификаторами Data Matrix. |
В розничной и оптовой торговле, бухгалтерском и складском учете |
Двумерные идентификаторы считываются в двух направлениях одновременно: по вертикали и горизонтали. 2D-коды состоят из набора фигур, расположенных в хаотичном порядке. Двумерные символы бывают квадратными, прямоугольными и круглыми.
Примеры двумерных штрих-кодов
Существует 3 базовых вида двумерных штрихкодов:
Название |
Пояснение |
В каких сферах популярен |
QR-код |
Перекидывает на нужную страницу, когда покупатель сканирует метку сканером, встроенным в смартфон |
В розничной торговле (для оплаты через СБП). В почтовых отделениях (для отслеживания отправлений). В повседневной жизни (для подключения к Wi-Fi, перехода на сайт). |
Данные штрих-коды наносятся на товары, подлежащие обязательной маркировке в системе «Честный Знак». Идентификаторы включают в себя GTIN-коды. |
При производстве товаров (нанесение), в оптовой и розничной торговле |
|
PDF417 |
Код, который вмещает 2710 символов |
Используется для сдачи отчетов в контролирующие органы |
RFID-метка — электронное устройство с микрочипом и антенной внутри. Антенна принимает электромагнитные сигналы от ридера и передает их в ответ. В микрочип зашифрованы данные о продавце и товаре. Идентификаторы бывают вшивными, клеевыми и навесными.
Пример RFID-метки
В России RFID-метки используются для обязательной маркировки меховых изделий в системе «Честный Знак».
С 2016 года в России запустили систему обязательного штрихкодирования товаров, тогда под требования попали 2 товарные категории: шубы и алкоголь. На момент написания статьи обязательной маркировке подлежат 16 товарных категорий, одна добавится в сентябре 2024 года, а еще 11 попали под эксперимент — до конца экспериментального периода маркировка наносится на усмотрение производителя.
Если вы производите или продаете продукцию, подлежащую обязательной маркировке в системе «Честный Знак», на упаковку или этикетку нужно нанести RFID-метку (для меха) или идентификатор Data Matrix (для оставшихся категорий).
Подробно о маркировке «Честный Знак» и штрафах за ее отсутствие мы рассказали здесь.
Если продукция не попадает под обязательную маркировку, идентификаторы можно не наносить. Штрихкодирование продукции упростило товароучет настолько, что товары маркируют почти все: от мелких розничных магазинов до международных корпораций. Если отказаться от кодирования продукции, о расширении бизнеса и выходе на международный уровень можно забыть.
Штрихкодирование придется кстати:
Штрих-коды — технология, которая пригодится организациям и ИП, работающим с большими объемами товаров или документов.
Штрих-коды призваны защитить потребителей от контрафактных товаров и вывести «паленую» продукцию из товарооборота. Чтобы потребитель мог удостовериться в оригинальности товара, все штриховые коды должны содержать 4 обязательных блока информации:
По своему желанию производитель может зашить в штрих-код и другие данные. Например, отсутствие ГМО или консервантов в составе — в таком случае у производителя должны быть документы, подтверждающие зашифрованную информацию.
Для товаров, подлежащих обязательной маркировке в системе «Честный Знак», установлены индивидуальные правила нанесения штрих-кодов. Они отличаются в зависимости от товарной категории — например:
Рассмотрим требования к информации на штрихкоде на примере косметики. Помимо четырех обязательных блоков в идентификатор нужно зашить: сведения об использовании, составе, цвете, объеме тары, правилах хранения, а также рекомендации и предостережения.
Ознакомиться с правилами штрихкодирования товаров, подлежащих обязательной маркировке, можно на сайте «Честный Знак».
Вне зависимости от товарной категории к штрих-кодам предъявляются 3 правила:
Правило №1. Устойчивость к внешним воздействиям. Например, штрих-код остается читаемым при сжатии упаковки.
Правило №2. Читаемость и разборчивость символов. Например, символы на штрихкоде не сливаются с упаковкой, а шрифт «не расплывается».
Правило №3. Невосприимчивость к климату. Например, идентификаторы пробиваются сканером, несмотря на резкий перепад температуры.
Перед тем, как закупить оборудование и приступить к обучению персонала, нужно проверить имеющуюся технику на предмет совместимости с ПО для штрихкодирования — проверьте ПК и другое оборудование (при наличии) на совместимость с:
Если все в порядке, можно переходить к внедрению штрихкодирования — покупке оборудования и установке ПО.
Для подключения к системе идентификации товаров, нужно купить комплект оборудования. Расскажем о каждом пункте подробнее.
Товару присвоен индивидуальный идентификатор — теперь его нужно распечатать на принтере. Принтер пригодится не только на производстве или складе, но и в розничном магазине. Например, для печати штрихкодов на нерасфасованные фрукты и овощи.
Принтер для штрих-кодов PayTor TLP38 — 7380 рублей
При покупке принтера нужно ориентироваться на объемы производства/продаж — они бывают:
Пример: розничному магазину или ИП ни к чему промышленный принтер, а мобильная установка не справится с объемами производственного предприятия.
Помимо количественного фактора принтеры различаются по способу печати: термотрансферные и термо. Вторые дешевле, но качество штрихкодов оставляет желать лучшего — этикетки для штрихкодирования будут выгорать на солнце и стираться.
Клеить идентификаторы на товары можно и вручную. Если предприятие выпускает 1000000 единиц продукции в сутки, без аппликатора не обойтись.
Пример ручного аппликатора для штрих-кодов
Аппликаторы или диспенсеры бывают двух видов: ручные и автоматические. При выборе аппарата для штрихкодирования нужно ориентироваться на объемы производства.
Сканеры и терминалы сбора данных (ТСД) считывают двумерные и линейные штрихкоды и выводят информацию о продукции на монитор — компьютера, планшета или кассы.
2D сканер CSI Scan S36M — 3300 рублей
ТСД, в отличие от сканера, умеет обрабатывать информацию и заносить ее в товароучетные программы. Если внедрение штрихкодирования планируется на складе или крупном производстве, присмотритесь к ТСД — они автономны и мобильны. Цены на сканеры начинаются от 2 тысяч рублей, а на ТСД от 9 тысяч рублей.
Терминал сбора данных iData i3 — 26400 рублей
Согласно Федеральному Закону №54, большинство расчетов с физическими и юридическими лицами должно проходить через онлайн- кассы. Исключения предусмотрены для 4 категорий граждан:
Онлайн-касса — обычный кассовый аппарат, который отправляет информацию о транзакциях в Федеральную Налоговую Службу (ФНС) в режиме реального времени.
Онлайн-касса Атол Sigma 7 — 19500 рублей
В кассу встроен фискальный накопитель, в котором собираются данные о продажах. Накопитель может идти в комплекте с кассовым аппаратом. В противном случае его придется докупать отдельно.
Фискальный накопитель на 15 месяцев — 11000 рублей
Внедрения штрихкодирования не заканчивается на покупке оборудования. Для полноценного подключения к системе идентификации товаров нужно установить специальное ПО.
Для работы с большинством товарных групп, подлежащих обязательной маркировке и штрихкодированию, нужно подключаться к электронному документообороту. Если ваших товаров нет в списке, внедрять ЭДО необязательно.
По сути, ЭДО — обязательный пункт для производителей и продавцов. Навряд ли партнеры захотят отправлять документы почтой, факсом или транспортной компанией.
Существует больше 10 операторов ЭДО — Контур Диадок, СБИС, Директум или аналоги.
Из названия ясно, что ПО призвано вести учет товаров: контролировать закупки, отслеживать остатки и анализировать продаваемость товаров.
Существует два вида товароучетного ПО — десктопное и онлайн-сервисы. Из операторов можем выделить 1С, СБИС Розница, Контур, Мой Склад и аналоги.
В ТСД не предустановлено ПО — предварительно нужно купить подписку и установить его. Программы для ТСД интегрируются с основной товароучетной программой.
Штрихкодирование проходит в 3 этапа — присвоение, нанесение и считывание.
Присвоение идентификаторов происходит через ПО — генераторы штрих-кодов. Оборудование умеет создавать линейные и двумерные наборы символов.
Присвоение идентификаторов проходит в 3 этапа:
Если вы планируете выпускать штрихкоды для экспортных товаров, предварительно нужно зарегистрироваться на сайте соответствующей организации. Например, РосКод.
Присвоение идентификаторов для товаров, подлежащих обязательной маркировке в системе «Честный Знак», проходит проще. Достаточно описать продукцию в ГС1 РУС или Национальном каталоге, заполнить анкету на сайте «Честный Знак». Коды придут на регистратор эмиссии — покупать его не нужно, оборудование предоставляется оператором.
Штрих-коды можно наносить 3 способами:
Идентификатор может быть наклеен на упаковку на производстве или в момент приемки товара на складе. Есть еще один вариант: распечатать коды в типографии и нанести их на упаковку позже.
От штрихкодов нет толка, если их нечем считывать. На помощь придут сканеры, ТСД и RFID-считыватели — выбор оборудования зависит от типа маркировки и объема производства.
Внедрение штрихкодирования — оптимизация 6 учетных процессов:
Не хотите тратить время на изучение законодательства, выбор оборудования и ПО? Позвоните менеджерам «Мультикас» и расскажите о своем бизнесе. Операторы передадут информацию экспертам, которые подберут оборудование и ПО, а также разработают стратегию внедрения штрихкодирования с учетом специфики вашего предприятия.
Кратко пройдемся по основным пунктам материала:
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь по работе с маркировкой?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем выбрать подходящее решение для решения вашей проблемы.
Мы поможем подготовиться к маркировке, у нас есть все, что нужно!
Сканер штрих-кода — незаменимая вещь во многих отраслях бизнеса и не только. Если вы столкнулись с необходимостью покупки сканера, но совершенно в этом не разбираетесь, то эта статья для вас….
Ввод маркировки в оборот ― подача данных в «Честный ЗНАК» о готовности товара к обороту. Это следующая процедура после получения средств идентификации, печати и нанесения этикеток с Data Matrix на…
В 2025 году на многие категории товаров на российском рынке продолжают наносить штрих-коды Data Matrix, но не для всех этапы маркировки пройдены. Некоторые виды продукции — на стадии эксперимента. А…
Сканер 2d штрих-кодов представляет собой устройство, которое помимо линейных, считывает еще и другие кодировки, двухмерные (например, композитные и двумерные). Другие кодировки позволяют разместить гораздо больше зашифрованной информации при сохранении стандартного…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!