В этой статье мы рассмотрим, как организовать рабочее место кассира, чтобы оно соответствовало требованиям актуального законодательства, и было оборудовано и настроено для оптимальной работы по обслуживанию покупателей. Также рассмотрим особенности организации места кассира в розничных магазинах, на предприятиях услуг и общественного питания.
Оглавление
При организации места работы кассира учитывайте 3 основных особенности:
Организовать работу кассира нужно так, чтобы он смог выполнять свои функции корректно, без рисков ущерба для владельца. При этом важно обеспечить приемлемую трудовую нагрузку, чтобы избежать чрезмерной сложности при кассовом обслуживании покупателей и потери мотивации сотрудником.
Поэтому мы рассмотрим три наиболее важных аспекта грамотной организации рабочего места кассиров:
Рассмотрим каждый аспект подробнее.
Ниже приводим список всех нормативно-правовых актов, которые так или иначе затрагивают работу с кассой. Мы выделим основные положения, которые вам стоит учесть, чтобы место работы кассира полностью соответствовало требованиям законов.
Необходимо учесть положения следующих актов:
Большинство торговых предприятий обязаны применять ККТ. Соответственно, онлайн-касса — зарегистрированная в ФНС в установленном порядке и корректно настроенная, должна всегда присутствовать на рабочем месте кассира.
Положения данного норматива предписывают при ведении указанных операций (которые на регулярной основе будет осуществлять продавец-кассир):
Таким образом, кассир должен иметь доступ к техническим средствам для формирования кассовых документов (принтеру, бумаге), и при необходимости заверения их печатью и образцом подписи.
Данное положение касается реализации товаров, подлежащих маркировке в системе “Честный знак”, а также алкогольной продукции, включая пиво и слабоалкогольные напитки.
Отпуск таких товаров в рознице в большинстве случаев осуществляется с применением контрольно-кассовой техники, а также сопутствующего оборудования (например, сканеров штрих-кодов). Необходимые технические решения должны присутствовать на рабочем месте кассира. Также нужно установить ПО, которое позволяет отправлять данные о подконтрольной продукции в системы ЕГАИС и “Честный Знак”. Расскажем о нем ниже.
Положениями п. 8.1-8.2 документа определены общие правила техники безопасности при эксплуатации контрольно-кассовой техники. В соответствии с ними:
Таким образом, рабочее место кассира следует обустроить с учетом указанных рекомендаций (и прочих, что приведены в письме № 104).
В соответствии с п. 46 данного норматива кассиру необходимо выдать хлопчатобумажный костюм, куртку, перчатки, обувь (правомерно говорить о выдаче верхней одежды при наличии объективной на то потребности). Большинства торговых предприятий данная норма не касается.
Так, в соответствии с Таблицей 5, приведенной в Методике проведения спецоценки условий труда, что утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, работник, который 60% и более времени трудится стоя, считается работающим во вредных условиях труда.
Это обуславливает дополнительные льготы и социальные гарантии, которые должен обеспечить работодатель. Кроме того, большой объем работы стоя, безусловно, негативно влияет на общую трудоспособность человека.
Таким образом, чтобы избежать дополнительных сложностей во взаимодействии с работником и Трудовой Инспекцией, необходимо оснастить рабочее место кассира комфортным стулом и обеспечить кассиру возможность обслуживать покупателей сидя.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ, запрещено выкладывать табачную продукцию на кассе в открытом виде. Поэтому, на рабочем месте кассира должны быть организованы специальные ящики со створками для оперативной выдачи запрашиваемой покупателями табачной продукции.
С учетом законодательства, а также рыночных трендов сформировались общие для большинства видов розничных предприятий подходы к организации рабочих мест кассира. Как правило, место кассира в магазине или точке общепита предусматривает установку следующего оборудования:
ПК устанавливают для организации доступа к товароучетной системе магазина, проверке сведений по товарам, обеспечения участия покупателя в программах лояльности.
Сюда входят следующие устройства:
Онлайн-касса. Как правило, она подключается к ПК (в случае его использования). Касса может быть отдельным устройством («мобильной»), или состоять из модулей — фискальный регистратор, кассовый аппарат;
Эквайринговый терминал. Он подключается к онлайн-кассе, к ПК (при его наличии) и обеспечивает прием безналичных платежей по банковским картам клиента или QR-кодам.
Сканер штрих-кодов. Продавец-кассир использует его для сканирования штрих-кодов на алкогольной продукции, или кодов Data Matrix на маркированных товарах.
Денежный ящик — для хранения наличных денежных средств на кассе
Детектор банкнот — с его помощью банкноты проверяются на подлинность при расчетах с покупателями.
Электронные весы — они подключаются к ПК или ККМ. Весы незаменимы при обслуживании клиентов в столовых и других предприятиях общепита, а также магазинах, торгующих развесной продукцией.
Дисплей для покупателей — чаще всего он подключается к ПК на рабочем месте кассира. Он широко используется при обслуживании клиентов на предприятиях общественного питания, а также в розничной торговле.
Устройство для деактивации магнитных брелков (прикрепляемых к непродовольственным товарам) — оборудовать место кассира этим устройством имеет смысл, если вы торгуете соответствующей продукцией.
Вспомогательный столик для упаковки продуктов — он относится уже к мебели, но без него обслуживать покупателей становится затруднительно, особенно на точках с высокой проходимостью.
Часто специфика работы продавца-кассира требует отвлечения от рабочего места (например, для раскладки товара или консультирования клиентов в торговом зале). Чтобы проконтролировать безопасность имущества на временно оставляемой кассе, можно предусмотреть установку специальных видеокамер наблюдения. Они могут помочь и при спорных ситуациях при расчете с клиентами.
Конкретный перечень оборудования и технических средств на месте работы кассира будет напрямую зависеть от специфики вашего предприятия. Выделим наиболее распространенные категории торговых площадок:
Общеприняты следующие требования к организации рабочего места кассира в торговом зале магазина самообслуживания:
Кассовый узел в магазинах самообслуживания очень часто используется как дополнительная точка продаж, на которой клиенты могут покупать различные «мелочи», типа табачной продукции. Их размещение не должно создавать помех работе кассира, как и не препятствовать быстрой выдаче товаров по просьбе клиентов.
Если в вашем магазине торговля идет за прилавками, то организовывать отдельный кассовый узел обычно нет смысла — он будет занимать лишнюю площадь.
Кассиры часто не выходят из-за прилавка, и берут товары, нужные покупателю, с расположенных рядом стеллажей. Место кассира расположено тут же, за прилавком.
Касса в точке общепита по основным характеристикам и оборудованию схожа с кассой на прилавке в рознице. Но использовать ее могут не только работники непосредственно кассы, но и официанты. Поэтому, важна организация оперативного перемещения работника между рабочим местом кассира и залом обслуживания посетителей.
Касса на «точке-островке» в торговом центре должна занимать минимальную площадь — но не в ущерб оснащенности необходимым оборудованием. В этих целях вместо кассового ПК можно установить более компактное оборудование — вместо кассы с фискальным регистратором подойдет смарт-терминал с печатью чеков.
Чтобы сделать работу кассира комфортной и продуктивной, и при этом получать актуальные данные о движении товаров, выручке и других показателях, внедряйте автоматизацию продаж.
Даже если у вас небольшая торговая точка, без автоматизации не обойтись. Она позволяет значительно сэкономить время и усилия на ведении товарного учета, работы с поставщиками, процесса реализации товаров и контроля за финансовыми показателями бизнеса.
Перечислим основные преимущества автоматизированного рабочего места кассира:
Используя современное ПО, интегрированное с торговым оборудованием, вы защищаете свой бизнес от:
Выбор оборудования и программ для автоматизации будет зависеть от ряда вопросов, на которые вы должны ответить:
Давайте рассмотрим несколько базовых сценариев автоматизации.
Цель — проводить по кассе оплату от покупателей, принимать накладные на продукцию, в том числе УПД на маркированный товар по ЭДО, проводить инвентаризацию остатков и т.д.
Решение для розницы — ПК с установленной программой 1С:Касса или Контур.Маркет + фискальный регистратор (Атол 30Ф или Вики Принт 57Ф)
Решение для услуг — ПК + ПО СБИС + Атол 30Ф
Решение для общепита — ПК + Атол Сигма 10 с принтером чеков + Сигма Еда
Программы 1С:Касса или Контур.Маркет имеют встроенное рабочее место кассира и необходимый функционал для работы с товарным учетом. Вы сможете принимать товары от поставщиков по накладным и УПД, работать с номенклатурой, пробивать чеки и отправлять фискальные данные в ОФД и ФНС. Реализована возможность работы с программами лояльности, а также электронный документооборот.
Программы позволяют подключить любое дополнительное оборудование: сканеры штрих-кодов, кассовые аппараты, весы и др. Новые товарные позиции легко завести в программу, отсканировав штрих-код. Владелец торговой точки может отслеживать остатки, планировать заказы и вести отчеты удаленно.
Если ваша торговая точка рассчитана на обслуживание небольшого числа покупателей (что характерно для “островков” в ТЦ), идеальный вариант — онлайн-касса MSPOS с установленной на ней программой 1С:Касса. Завести номенклатуру можно как на самой кассе, так и выгрузить через 1С:Бухгалтерию или 1С:Номенклатуру.
Цель — полноценная автоматизация одного или нескольких магазинов, салонов услуг или точек общепита с несколькими рабочими местами кассира. Автоматизированы продажи, товарный учет, работа с поставщиками, система лояльности, анализ показателей эффективности бизнеса.
Решение для розницы — ПК + 1С:Розница 8 + 1C:РМК + Атол 50Ф
Решение для услуг — ПК + ПО Sigma Услуги + Атол Sigma 8
Решение для общепита — ПК + 1С: Розница 8 + FRONTOL xPOS + Ритейл 02Ф
При использовании продуктов 1С вы можете установить 1С:Розница на ПК администратора в офисе или магазине, и оттуда проводить приемку товаров, вести товарный учет, отчетность по реализации и т.д. А каждое отдельное место кассира оборудовать программой 1С:РМК. Она проста в освоении, и позволяет торговать маркированной и алкогольной продукцией, принимать все виды оплаты, включая СБП, и проводить любые кассовые операции (предоплату, возвраты и т.п.), а также применять скидки.
Грамотная организация рабочего места кассира позволит вам получить максимально оптимизировать процесс продаж и соответственно прибыли вашего бизнеса. Вот почему важно правильно подобрать подходящие оборудование и многофункциональные программные средства.
Обратившись к специалистам компании «Мультикас», вы сможете получить консультационную и техническую поддержку в автоматизации вашего предприятия, будь это небольшой розничный магазин, салон услуг или сеть общепита.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь в подборе системы автоматизации?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и подберем подходящее вам оборудование и ПО.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Программы для автоматизации магазина на сегодняшний день являются отличным решением для того, чтобы вывести бизнес на новый уровень и оставаться конкурентоспособными в данной отрасли. Автоматизация магазина на выгодных условиях Комплексное…
Прикассовая зона в магазине ― часть торговой точки, где покупатель ожидает свою очередь, чтобы расплатиться за покупки. При правильном оформлении этого участка происходит стимуляция клиента для еще больших трат. Происходят…
Магазин самообслуживания позволяет покупателям самостоятельно выбирать товары и оплачивать покупки. Преимущество для владельца торговой точки — сокращение очередей и штата сотрудников, повышение лояльности клиентов. Разберем подробнее вопрос о том, как…
Чтобы поддерживать товарооборот магазина на должном уровне, следует понимать, какие товары продаются быстро, а какие залеживаются на складе и пылятся на полках в торговом зале. Логично, что нужно заказывать больше…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!