+7(499)703-15-51 Москва
+7 (800) 777-10-65 Регионы
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
|
|
Инвентаризация товара в магазине розничной торговли

Инвентаризация товара в магазине розничной торговли

Максим Демеш
22 августа 2023
346

Невнимательность сотрудника магазина во время приемки товаров и другие ошибки их учета в конечном итоге приводят к тому, что остатки по факту не соответствуют данным в товароучетной системе. Возникают излишки, недостача, пересортица продукции. Чтобы обнаружить проблемы и выровнять остатки, требуется проведение инвентаризации магазина. Поговорим об этом в нашей статье.

Программное обеспечение для автоматизации розницы

Упростите инвентаризацию с товароучетной программой

Широкий выбор программ для ведения учета товаров в магазине. Только лицензированные программы. Низкие цены и тарифы.

Узнать подробности

Оглавление

Что такое инвентаризация товаров

Инвентаризация розничного магазина — пересчет остатков товаров в  торговой точке и сопоставление данных по факту и в учетной программе. Осуществляется согласно правилам, утвержденным Приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.1995. Инвентаризацию можно выполнять по желанию руководителя и сколько угодно раз, но иногда она необходима по закону. Рассмотрим обе ситуации.

Обязательная инвентаризация и по желанию

Стандартная ситуация, когда инвентаризация выполняется по желанию, — руководитель внепланово решил проверить, как обстоят дела с остатками товаров, или план ее проведения утвержден в рамках внутреннего контроля.

Перечень случаев, когда инвентаризация обязательна:

Отметим, что вышеизложенные факторы касаются организаций — они ведут бухгалтерский учет. ИП не нужно отчитываться об остатках перед государством.

Зачем проводить инвентаризацию

Даже если закон не требует от ИП проводить инвентаризацию товаров в обязательном порядке, периодически она нужна, так как позволяет руководству:

То есть, инвентаризация выгодна директору и управляющему торговой точки, а также самим сотрудникам. Например, если не проверить остатки товаров при пересменке, ответственность за недостачу может лечь «на плечи» невиновному.

Виды инвентаризации товаров

Инвентаризовать товарные запасы в магазине можно тремя способами:

Кто проводит инвентаризацию

сотрудник магазина с терминалом сбора данных

Инвентаризацию в магазине розничной торговли могут проводить:

Порядок проведения инвентаризации товаров в организации

Представим пошагово, как проводится инвентаризация магазина:

  1. 1.Директор издает приказ (ИНВ-22) о проведении инвентаризации. Созывает комиссию, включает в нее материально ответственное лицо, бухгалтера и других участников.
  2. 2. Формируется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ИНВ-3). В нее заносятся фактические данные продукции, полученные в результате инвентаризации. Документ подписывают все члены комиссии.
  3. 3. Сопоставляются фактические данные со сведениями в учетной системе. Формируется сличительная ведомость (ИНВ-19). Заполняются акты и другие документы, поясняющие выявленные расхождения.
  4. 4. Подводятся итоги инвентаризации. Принимается решение о взыскании ущерба с виновных. Руководитель издает приказ об утверждении результатов проверки — на его основании вносятся записи в бухучет. Одновременно составляется ведомость учета результатов инвентаризации (ИНВ-26).

Рассмотрим каждый шаг подробнее.

Обратите внимание! Унифицированные формы первичных документов не обязательны к использованию. При желании можно применять другие. Например, разработанные индивидуально внутри компании.

Подготовка и сбор комиссии

Перед инвентаризацией директор магазина издает приказ по форме ИНВ-22, который должны подписать руководитель и владелец торговой точки. После этого созывается специальная комиссия. Кроме материально ответственного лица (продавца) и бухгалтера, в нее можно включить представителя администрации организации, эксперта независимой аудиторской компании.

Продажа и перемещение товаров, которые попадают под инвентаризацию, запрещены с момента издания приказа до подведения ее итогов и выравнивания остатков. В зависимости от вида проверки, на период ее проведения нужно закрыть весь магазин или только нужный отдел.

Важно! К началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товары должны быть сданы в бухгалтерию, поступившая в магазин продукция — оприходована, а выбывшая — списана в расход.

Проведение инвентаризации

В ходе проведения инвентаризации комиссия фиксирует количество товаров, а также проверяет их качество, сроки годности. Результаты заносятся в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей — формируется по форме ИНВ-3. В документе перечислены группы товаров с указанием сорта, артикула и прочих характеристик.

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах — для бухгалтера и материально ответственного лица.

Сверка данных

Все обнаруженные расхождения фиксируются в сличительной ведомости, которая составляется по форме ИНВ-19 и подписывается материально ответственным лицом. Если продукция находится в пути, не в магазине, а на хранении в другом месте, испорчена, то оформляются документы по таким формам:

Подведение итогов

По итогам проверки руководитель издает приказ об утверждении результатов инвентаризации. Параллельно формируется ведомость учета результатов по форме ИНВ-26. В этот документ вносятся все итоговые цифры: излишки, недостача, пересортица и пр. Он подписывается всеми участниками.

Автоматизация инвентаризации

Инвентаризировать склад «вручную», записывая данные в блокноте и ведя расчеты на калькуляторе, долго, утомительно и чревато ошибками по вине человеческого фактора. Другое дело, если автоматизировать бизнес-процессы с помощью оборудования и программных средств. Для проведения инвентаризации товаров в магазине рекомендуем использовать:

Обратите внимание! Инвентаризацию можно проводить «по заданию» — выгрузить список товаров, остатки которых нужно проверить, на ТСД, а затем сканировать штрих-коды с этой продукции.

Вместо ТСД для инвентаризации можно использовать сканер штрих-кодов. Но он не станет полноценной заменой ТСД, так как его функции сводятся к считыванию и передаче данных в учетную систему. Если принято решение применять сканер, он должен быть беспроводным. С проводной моделью не получится обойти территорию торгового зала и отсканировать  штрих-коды на товарах, размещенных на стеллажах — такое устройство привязано интерфейсным кабелем к ПК. 

Беспроводной сканер поддерживает связь с управляющим оборудованием по Bluetooth или радиоканалу. Есть модели со встроенной памятью, позволяющие работать вне зоны действия беспроводной сети. Суть работы в данном случае заключается в следующем: сотрудник магазина считывает штриховые коды с товаров, а при восстановлении связи — выгружает данные «пакетом» в учетную систему.

Излишки и недостача: как выровнять остатки

Если по итогам инвентаризации выявлены излишки товаров (по факту больше, чем в товароучетной программе), их нужно оприходовать. Недостача — списать.

Допустим, товарные остатки инвентаризированы, результаты переданы в учетную систему. Рассмотрим, как выполнить оприходование товаров в программе 1С:

    1. 1. Перейдите на страницу с ранее созданной инвентаризацией.

1с склад

    1. 2. Выберите документ. Нажмите на «Создать на основании» и перейдите по ссылке «Оприходование товаров».

инвентаризация товаров

    1. 3. Откроется форма с излишками товаров. Оприходование нужно выполнять по рыночной цене — если она не соответствует действительности, исправьте. Нажмите «Записать» и «Провести».

оприходование

    1. 4. Чтобы просмотреть бухгалтерские записи, нажмите «ДтКт». Откроется окно проводок.

оприходование 2

    1. 5. Вы увидите проводку по оприходованию продукции: Дт 41 и Кт 91 на сумму и количество выявленных излишков.

движения документа

  1. 6. Нажмите «Записать и закрыть». 

Для учета недостачи выполняется подобная процедура. Только при нажатии на кнопку «Создать на основании» нужно выбрать «Списание товаров». После подтверждения операции продукция снимается с балансового учета.

Как взыскать недостачу с сотрудника

Если по результатам инвентаризации в магазине выявлена недостача товаров, руководитель должен в письменном виде распорядиться о взыскании ущерба с материально ответственного сотрудника. Сделать это нужно в течение месяца со дня обнаружения недостачи. Возмещение ущерба происходит путем удержания денежных средств из зарплаты работника. По закону можно удерживать до 100% из среднемесячного заработка (ст. 248 ТК РФ).

По истечение месячного срока или если сотрудник не согласен добровольно возмещать ущерб, а сумма превышает средний месячный заработок работника, взыскание осуществляется в судебном порядке.

Часто задаваемые вопросы

Loader image

Для ИП не установлен четкий порядок проведения инвентаризации, так как закон не требует от индивидуального предпринимателя отчетов об остатках. Но бизнесмен может придерживаться схемы, установленной для организаций.

Сотрудник, виновный в недостаче, может добровольно возместить ущерб полностью или частично. Допускается выплата с рассрочкой. При этом работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба. В документе указываются конкретные сроки платежей. Если сотрудник отказывается возмещать ущерб, согласно подписанному им обязательству, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.


Макс Демеш

Эксперт

Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания.

Максим Демеш

md@kassaofd.ru


Нужна программа товароучета?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем выбрать подходящую программу для ведения товароучета в магазине.

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Онлайн-кассы

Онлайн-кассы

Перейти

POS-системы

POS-системы

Перейти

Кассовые аппараты

Кассовые аппараты

Перейти

Сканеры штрих-кодов

Сканеры штрих-кодов

Перейти

Весы

Весы

Перейти

Сейфы

Сейфы

Перейти

Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Также читают:

Подпишитесь на рассылку

Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.

Остались вопросы?

Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!

Закажите обратный звонок Мы свяжемся с вами как можно скорее!
У вас есть вопрос? Напишите нам Мы ответим на ваш вопрос как можно скорее!
Выберете ваш город: Моего города нет в списке