Невнимательность сотрудника магазина во время приемки товаров и другие ошибки их учета в конечном итоге приводят к тому, что остатки по факту не соответствуют данным в товароучетной системе. Возникают излишки, недостача, пересортица продукции. Чтобы обнаружить проблемы и выровнять остатки, требуется проведение инвентаризации магазина. Поговорим об этом в нашей статье.
Оглавление
Инвентаризация розничного магазина — пересчет остатков товаров в торговой точке и сопоставление данных по факту и в учетной программе. Осуществляется согласно правилам, утвержденным Приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.1995. Инвентаризацию можно выполнять по желанию руководителя и сколько угодно раз, но иногда она необходима по закону. Рассмотрим обе ситуации.
Стандартная ситуация, когда инвентаризация выполняется по желанию, — руководитель внепланово решил проверить, как обстоят дела с остатками товаров, или план ее проведения утвержден в рамках внутреннего контроля.
Перечень случаев, когда инвентаризация обязательна:
Отметим, что вышеизложенные факторы касаются организаций — они ведут бухгалтерский учет. ИП не нужно отчитываться об остатках перед государством.
Даже если закон не требует от ИП проводить инвентаризацию товаров в обязательном порядке, периодически она нужна, так как позволяет руководству:
То есть, инвентаризация выгодна директору и управляющему торговой точки, а также самим сотрудникам. Например, если не проверить остатки товаров при пересменке, ответственность за недостачу может лечь «на плечи» невиновному.
Инвентаризовать товарные запасы в магазине можно тремя способами:
Инвентаризацию в магазине розничной торговли могут проводить:
Представим пошагово, как проводится инвентаризация магазина:
Рассмотрим каждый шаг подробнее.
Перед инвентаризацией директор магазина издает приказ по форме ИНВ-22, который должны подписать руководитель и владелец торговой точки. После этого созывается специальная комиссия. Кроме материально ответственного лица (продавца) и бухгалтера, в нее можно включить представителя администрации организации, эксперта независимой аудиторской компании.
Продажа и перемещение товаров, которые попадают под инвентаризацию, запрещены с момента издания приказа до подведения ее итогов и выравнивания остатков. В зависимости от вида проверки, на период ее проведения нужно закрыть весь магазин или только нужный отдел.
В ходе проведения инвентаризации комиссия фиксирует количество товаров, а также проверяет их качество, сроки годности. Результаты заносятся в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей — формируется по форме ИНВ-3. В документе перечислены группы товаров с указанием сорта, артикула и прочих характеристик.
Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах — для бухгалтера и материально ответственного лица.
Все обнаруженные расхождения фиксируются в сличительной ведомости, которая составляется по форме ИНВ-19 и подписывается материально ответственным лицом. Если продукция находится в пути, не в магазине, а на хранении в другом месте, испорчена, то оформляются документы по таким формам:
По итогам проверки руководитель издает приказ об утверждении результатов инвентаризации. Параллельно формируется ведомость учета результатов по форме ИНВ-26. В этот документ вносятся все итоговые цифры: излишки, недостача, пересортица и пр. Он подписывается всеми участниками.
Инвентаризировать склад «вручную», записывая данные в блокноте и ведя расчеты на калькуляторе, долго, утомительно и чревато ошибками по вине человеческого фактора. Другое дело, если автоматизировать бизнес-процессы с помощью оборудования и программных средств. Для проведения инвентаризации товаров в магазине рекомендуем использовать:
Вместо ТСД для инвентаризации можно использовать сканер штрих-кодов. Но он не станет полноценной заменой ТСД, так как его функции сводятся к считыванию и передаче данных в учетную систему. Если принято решение применять сканер, он должен быть беспроводным. С проводной моделью не получится обойти территорию торгового зала и отсканировать штрих-коды на товарах, размещенных на стеллажах — такое устройство привязано интерфейсным кабелем к ПК.
Беспроводной сканер поддерживает связь с управляющим оборудованием по Bluetooth или радиоканалу. Есть модели со встроенной памятью, позволяющие работать вне зоны действия беспроводной сети. Суть работы в данном случае заключается в следующем: сотрудник магазина считывает штриховые коды с товаров, а при восстановлении связи — выгружает данные «пакетом» в учетную систему.
Если по итогам инвентаризации выявлены излишки товаров (по факту больше, чем в товароучетной программе), их нужно оприходовать. Недостача — списать.
Допустим, товарные остатки инвентаризированы, результаты переданы в учетную систему. Рассмотрим, как выполнить оприходование товаров в программе 1С:
Для учета недостачи выполняется подобная процедура. Только при нажатии на кнопку «Создать на основании» нужно выбрать «Списание товаров». После подтверждения операции продукция снимается с балансового учета.
Если по результатам инвентаризации в магазине выявлена недостача товаров, руководитель должен в письменном виде распорядиться о взыскании ущерба с материально ответственного сотрудника. Сделать это нужно в течение месяца со дня обнаружения недостачи. Возмещение ущерба происходит путем удержания денежных средств из зарплаты работника. По закону можно удерживать до 100% из среднемесячного заработка (ст. 248 ТК РФ).
По истечение месячного срока или если сотрудник не согласен добровольно возмещать ущерб, а сумма превышает средний месячный заработок работника, взыскание осуществляется в судебном порядке.
Для ИП не установлен четкий порядок проведения инвентаризации, так как закон не требует от индивидуального предпринимателя отчетов об остатках. Но бизнесмен может придерживаться схемы, установленной для организаций.
Сотрудник, виновный в недостаче, может добровольно возместить ущерб полностью или частично. Допускается выплата с рассрочкой. При этом работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба. В документе указываются конкретные сроки платежей. Если сотрудник отказывается возмещать ущерб, согласно подписанному им обязательству, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна программа товароучета?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем выбрать подходящую программу для ведения товароучета в магазине.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Автоматизация розничной торговли — современный технологический процесс для контроля успешного бизнеса, который поможет сделать бизнес прибыльным и процветающим. Нужно понимать, что прогресс предназначен как раз для таких простых вещей, как…
Учет товаров в розничном магазине жизненно необходим в условиях высокой конкуренции и высоких объемов работы. Автоматизация учета товаров в рознице осуществляется при помощи специальных сервисов и программ. Наиболее известные из…
Поговорим о том, как увеличить продажи в розничном магазине. С проблемой низких продаж товаров может столкнуться как новая, как и давно работающая розничная точка. Причины различные — начиная от экономического…
Изменения в розничной торговле в 2021 г. связаны с новыми правилами купли-продажи. Они действуют с начала года согласно Постановлению Правительства №2463 от 31.12.2020. Регулируется вендинг, торговля в стационарных объектах и…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!