С 1 июля 2021 года была введена обязательная прослеживаемость товаров. Данное нововведение коснется тех, кто работает с определенными категориями товаров, перечень которых утвержден правительством. Продукция будет отслеживаться с помощью специальных регистрационных кодов, присвоенных каждой партии ввезенных в страну товаров. Отныне, предпринимателям придется составлять и отправлять налоговикам специальные отчеты, уведомления, а также выставлять счета-фактуры. О том, какие товары относятся к прослеживаемым, кого конкретно коснутся нововведения, а также какие документы необходимо подготовить и подать предпринимателям, мы подробно поговорим в настоящей статье.
Большой выбор оборудования для предпринимателей. Все кассы по ценам производителя с официальной гарантией — действуют специальные предложения.
Систему прослеживания продукции создали как меру контроля со стороны государства за предпринимателями, которые занимаются импортом товаров. Таким образом государственные структуры хотят обезопасить страну от серого импорта и нелегального оборота. Теперь движение ввезенных товаров можно отследить вплоть до конечного покупателя. Согласно постановлению правительства, прослеживаемость товаров вступила в силу в начале июля настоящего года.
Прослеживаемость значительно отличается от маркировки товаров. Главным отличием является то, что следить будут не за отдельными товарами поодиночке, а за всей партией в целом. Коды прослеживаемых товаровприсваиваются всей партии целиком. Дальнейшее отслеживание ведется по документации, именно поэтому вводятся новые формы заявлений, дополняются реквизиты и прочее.
Кого же коснутся нововведения? Первыми должны готовиться те предприниматели, которые занимаются ввозом импортной продукции в страну. Однако слежка будет вестись и после ввоза товара. Отчеты на прослеживаемые товары придется составлять всем, кто будет участвовать в их товарообороте внутри страны: перекупщикам, утилизаторам, конфискующим, а также бизнесменам, занимающимся перепродажей продукции в другие страны. Нововведения, относящиеся к прослеживаемости, коснутся всех компаний и бизнесменов, вне зависимости от выбранного способа уплаты налогов.
Перечень прослеживаемых товаров, утвержденный правительственными органами, прописан в письме от 1 июля 2021 №1110, критерии указаны в письме № 1109. Эти постановления начали законно действовать после публикации — 8 июля этого же года.
Итак, согласно принятым государством постановлениям, список прослеживаемых товаров с 1 июля 2021 года, следующий:
Отслеживание товарной продукции будет осуществляться налоговиками с помощью регистрационных номеров партий товаров. Его необходимо прописывать в счет-фактурах, универсальной документации, отчетностях о проведенных действиях с товарами, а также документации для налоговиков. Получить РНПТ можно одним из следующих способов, который зависит от страны-импортера:
Также введены два новых реквизита для системы отслеживания — единица измерения и число товаров для отслеживания. Все три реквизита нужно прописывать в расчетных и универсальных документах, налоговой документации, и во всех отчетностях, которые введены ФНС для системы отслеживания продукции.
![]() |
Читайте также: «Как ФНС будет следить за уплатой налогов в 2021 году» |
Если на момент внедрения нововведения по отслеживанию товаров у вас в наличии осталась нераспроданная продукция, подходящая под критерии, необходимо будет отправить налоговикам уведомление об остатках прослеживаемых товаров. После подачи вы получите РНПТ на нераспроданную продукцию. Этот реквизит будет использоваться в документации об операциях, совершенных с продукций.
Подать такое уведомление налоговикам необходимо компаниям и ИП, которые имеют у себя на остатке прослеживаемую продукцию. Впрочем, если эта продукция не предназначена для продажи, безвозмездного дарения или утилизации, то подача уведомления не обязательна.
Стоить запомнить следующее:
Заявление об оставшейся продукции, подлежащей прослеживанию, нужно подать в ближайший офис налоговой в электронной версии через оператора ЭДО. Согласно постановлению 1 июля 2021 №1110 формировать уведомление нужно будет лишь при решении совершить одно из следующих действий с продукцией:
Заявление подается согласно информации, прописанной в первичном учетном документе, например, документе подсчета имущества или бухгалтерских документах (если отсутствует другая документация). Ниже представлен подробный список сведений, необходимых для указания в уведомлении:
Строка № |
Информация для указания |
Примечание |
1 |
Номер заявления по порядку |
Если отправляете уточняющее уведомление, указывайте первичный номер заявления. |
2 |
Дата подачи |
Если отправляете уточняющее уведомление, указывайте дату первичной подачи заявления. |
3 |
Порядковый номер актуального уведомления корректировки об оставшейся прослеживаемой продукции |
Если заявление первичное, то пропишите «0», если корректировочное, то номер корректировки «1», «2» и далее. |
4 |
Признак подачи |
Строка заполняется лишь в нескольких случаях:
|
5 |
Данные об участнике системы |
Личная информация: наименование компании, данные бизнесмена, представителя, филиала и другое. |
5.1 |
ИНН |
— |
5.2 |
КПП |
Только для организации |
6 |
Код корректировки |
Заполняется уполномоченной организацией, в случае подачи корректировочной заявки. |
7 |
ИНН и КПП уполномоченной организации |
Заполняется уполномоченной организацией |
8 |
ИНН |
Данные прописываются при условии ее заполнения 4 пункта:
|
9 |
Документ, ставший причиной к подаче заявления |
Документы подсчета имущества, бухгалтерские документы или другие |
9.1 |
Номер документа |
|
9.2 |
Дата прихода |
|
10 |
Название каждого товара |
При наличии нескольких продуктов с различными наименованиями, но единым номером, возможно указание единого имени. |
11 |
Код продукта ТН ВЭД |
Указать один из представленных кодов. |
12 |
Код продукта ОКПД2 |
|
13 |
Сумма единиц товара по документам |
При заполнении одного уведомления на несколько продуктов, указать общее число товаров. |
14 |
Единица измерения продукта согласно первичному учетному акту |
|
15 |
РНПТ, который подлежит прослеживаемости |
Строку нужно заполнить при подаче корректировочного заявления или при самостоятельном составлении РНПТ. |
16 |
Единица измерения продукта (согласно перечню ОКЕИ) |
|
17 |
Сумма единиц продукции для отслеживания |
Возможно указание общего количества товаров. |
18 |
Цена принятого товара по бухгалтерским документам |
Возможно указание обобщенной стоимости продукции при наличии одного и того же кода и единой единицы измерения. |
Стоит отметить, что все заявления на прослеживаемую продукцию можно подвергать корректировкам. Если вы допустили ошибку при составлении заявки, то легко можете исправить любую строку. А при отправке ошибочного уведомления, участник оборота прослеживаемой продукции может сформировать заявление корректировки, с указанием «0» в сроке с количеством продукции.
С 1 апреля 2024 года начинает действовать Приказ ФНС РФ от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@, который устанавливает новые форматы универсального передаточного документа и счета-фактуры. Эти изменения позволяют включать стоимость прослеживаемого товара в документы.
В соответствии с указанным приказом, налогоплательщики имеют право до 1 апреля 2025 года продолжать использовать старый формат счета-фактуры, утвержденный Приказом ФНС РФ от 19.12.2018 №ММВ-7-15/820@.
С 1 октября 2023 года в счетах-фактурах должна отражаться стоимость товара, подлежащего прослеживаемости. Это распространяется даже на случаи, когда прослеживаемые товары продаются в составе комплектов или передаются в рамках выполненных работ. Эти изменения отражены в ст. 169 НК РФ, внесенной Федеральным законом от 31.07.23 № 389-ФЗ.
Новые реквизиты включают регистрационный номер партии товара, его количественную единицу измерения, количество и – что является нововведением — стоимость. Такое дополнение появилось с 1 октября 2023 года в графе 14.
Все эти реквизиты должны присутствовать в электронных счетах-фактурах и универсальных передаточных документах (п. 1.1 ст. 169 НК РФ). Однако, форматы, действовавшие в 2023 году, не позволяли включить новые реквизиты в электронные документы. ФНС выпустила Письмо от 26.09.2023 № ЕА-4-15/12314@, чтобы разъяснить, как следует поступать в этой ситуации.
На данный момент разрешено использовать форматы документов 820 и 736. В связи с Приказом ФНС РФ от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@ появится новый формат УПД 970.
Операторы ЭДО должны обеспечить поддержку нового формата до 30 июля 2024 года. Переходный период продлится до 1 апреля 2025 года, в течение которого можно использовать как старый, так и новый формат счета-фактуры.
В случае отсутствия реквизитов прослеживаемости их указывать необязательно. Разъяснения даются в Письмах ФНС от 23.08.2021 № 3-1-11/0115, от 17.08.2021 № СД-4-3/11571, от 01.06.2021 № ЕА-4-15/7550@. Такие графы на непрослеживаемый товар и вовсе могут отсутствовать (Письмо ФНС РФ от 15.10.2021 № СД-4-3/14647@).
При продаже и покупке прослеживаемых товаров, а также использовании и корректировочных документов необходимо использовать электронные счета-фактуры и обмениваться ими через операторов ЭДО (п. 1 ст. 169 НК РФ).
Предусмотрены исключения для товаров, проданных физическим лицам для личного пользования, а также для товаров, экспортируемых или реэкспортируемых за пределы РФ на территорию государства-члена ЕАЭС.
В настоящее время рассматривается законопроект о введении следующих штрафов за нарушение правил работы с документами о прослеживаемых товарах:
Планируемая дата вступления в силу изменений перенесена на 1 января 2026 года.
Список прослеживаемых товаров с 1 июля 2021 года уже опубликован, а постановление правительства начало действовать с 8 июля. Бизнесмены и компании, проводящие операции с импортной продукцией, включенной в федеральный реестр, обязаны получить специальный индивидуальный код на каждую партию и прописывать его во всей документации. Кроме того, те, у кого на момент внедрения новой системы остались нераспроданные прослеживаемые товары, должны также подать специальное заявление в Налоговую службу и стать участником проекта. В прочем, бизнес деятели и компании не ограничены жесткими сроками. Однако, введение штрафных санкций планируются уже через год, поэтому подготовкой лучше заняться заблаговременно.
Нужна помощь в выборе онлайн-кассы для ИП?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и подберем подходящую онлайн-кассу для работы.
Маркировка товаров Честный Знак продолжает внедряться в 2020 году. Введение новой системы контроля началось еще в 2019 году. К 2024 планируется повсеместно внедрить маркировку на все группы товаров. В 2020…
Маркировка товаров вводится для контроля товарооборота, уплаты налогов и выявления контрафакта. Маркировка началась еще в 2019 году, когда началась регистрация участников системы. Теперь же для многих товарных групп вводится обязательная…
Сроки введения маркировки товаров различаются, в зависимости от вида продукции. Первые требования коснулись меховых изделий, что произошло еще в 2016 году. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 №…
Цифровая маркировка товаров подразумевает нанесение специальных меток на каждую единицу продукции. Таким образом, государство получает возможность контролировать товарооборот и получать достоверные данные о производстве и реализации большинства категорий товарных групп….
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!