+7(499)703-15-51 Москва
+7 (800) 777-10-65 Регионы
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
|
|
Работа с остатками в общепите — управление, списание, подсчет

Работа с остатками в общепите — управление, списание, подсчет

Максим Демеш
14 апреля 2025
892

Представьте, посетитель ресторана заказал блюдо, а повар не может его приготовить, так как некоторых продуктов не оказалось на складе. В результате гость уходит в другое заведение и скорее всего уже не вернется. Почему так происходит — всему виной ошибки в учете запасов. Расскажем, как избежать хаоса в товарных остатках при работе в заведении общепита.

В этой статье вы узнаете:

Программа Сбис Presto

Подключение СБИС Presto

Подключите лицензионную программу СБИС Presto по цене разработчика. Помощь в настройке и подключении.

Подробнее о предложении

Оглавление

Что такое товарные остатки в общепите

Товарные остатки в общепите — запасы продуктов и напитков, которые остаются на кухне, складе, зале обслуживания на конец учетного периода. Это:

Для чего нужен учет остатков в общепите:

Если сотрудники заведения знают, сколько продуктов ушло на приготовление блюд, а сколько осталось, когда нужно делать закупки — никаких форс-мажоров не произойдет. Гости будут получать любой из заказов, заявленных в меню. Сохраняется лояльность клиентов, увеличивается прибыль предприятия.

Как организовать учет остатков в общепите

Грамотная организация учета остатков товаров в общепите состоит из нескольких шагов:

  1. Правильная приемка и проверка поступающих продуктов. Важно сравнивать их количество с накладной, проверять сроки годности, целостность упаковок.
  2. Оптимизация складского учета. Многие продукты питания относятся к товарам с небольшим сроком реализации. Некоторые из них, такие как мясо, молоко, фрукты, нужно хранить при определенных условиях — соблюдать температурный режим, уровень влажности в помещении. При расходе таких продуктов желательно руководствоваться принципом FIFO — первыми используются те товары, которые поступили раньше всех.
  3. Регулярная инвентаризация. Чтобы контролировать остатки в общепите, нужно вовремя проводить ревизию. Например, установить периодичность 1 раз в неделю или месяц. По результатам инвентаризации можно выявить расхождения: недостачу, пересортицу или излишки.
  4. Снятие остатков — проводится каждый день в конце смены с целью фиксации запасов на всех участках организации. Проводятся контрольные замеры, результаты сравниваются с данными в учетной системе.
  5. Ведение технологических карт — документов с описанием приготовления блюд. Включают список ингредиентов, их количество, этапы и время приготовления, размеры порций, пищевую ценность, требования к подаче и хранению блюд.
Обратите внимание! Если в заведении продается алкоголь или используются спиртные напитки для приготовления коктейлей, необходимо подключиться к ЕГАИС. В этой системе фиксируется движение алкоголя, вскрытие тары и другие процессы, связанные с «градусом». В заведении общепита часто используются товары сельскохозяйственного происхождения (мясо, рыба, молоко и т. д.). Для учета этой продукции нужна регистрация во ФГИС «Меркурий».

Для контроля оставшейся алкогольной продукции применяются регистры остатков в ЕГАИС. Как с ними работать, мы писали в предыдущей статье.

Обучение персонала — немаловажный пункт в качественной организации учета остатков. Они должны четко понимать правила учёта и инвентаризации. Желательно периодически проводить переобучение и проверку их знаний, чтобы работа проводилась без ошибок.

Также стоит отметить, что снятие остатков — это не то же самое, что и инвентаризация. Первое — это отметка данных за короткий период, смену, день, а второе — проводится реже, но более масштабно. Текущий контроль проводится в присутствии материально ответственных сотрудников. Для работы используется то же оборудование и ПО, что и для инвентаризации.

Выполнять все операции вручную — не вариант. Это долго и чревато ошибками. Чтобы оптимизировать учет товарных остатков в заведении общественного питания, нужно автоматизировать бизнес-процессы. Если не знаете, как это сделать, можете обратиться к нам. Проведем автоматизацию предприятий общепита в короткие сроки. Подберем и внедрим готовое решение «под ключ», которое позволит упорядочить бизнес-процессы в заведении.

Виды инвентаризации

Инвентаризация бывает:

Примечание! Обязанность организации — пересчет остатков перед сдачей годовой бухотчетности. Для ИП такие правила не установлены. Но в любом случае, регулярная инвентаризация необходима, даже если этого не требует закон.

Кроме того, инвентаризация бывает:

В процесс инвентаризации задействуется ответственный персонал.

Формулы для расчетов

Для определения остатков и расхождений, выявленных в ходе инвентаризации, используются специальные формулы:

Формулы действенные, но считать остатки на калькуляторе — долгий и трудоемкий процесс. На автоматизированном предприятии используются специальные программы, в которых все расчеты ведутся автоматически на основе указанных данных.

Документы для управления остатками

В процессе учета запасов понадобится работать со следующими документами:

  1. Товарные накладные – документы, подтверждающие передачу продуктов от поставщиков.
  2. Акты списания – составляются в случае порчи или просрочки товаров.
  3. Инвентаризационные описи – отражают реальное количество продуктов после проверки.
  4. Техкарты – определяют нормы закладки ингредиентов, расчет стоимости блюд и другую ключевую информацию, включая цену.

Помимо документации используется специальное программное обеспечение. В нем может быть встроен учет остатков, списание, закупки, отчетность, анализ продаж и многие другие полезные функции. Познакомимся с подобным ПО на примере СБИС.

Автоматизация общепита с программой СБИС

сбис престоСБИС Presto — программа для автоматизации процессов в сфере общественного питания. Подходит для ресторанов, кафе и других заведений общепита. Позволяет быстро и эффективно проводить инвентаризацию, вести расчет закупок, учет в ЕГАИС и «Меркурии».

Программа СБИС отражает актуальные остатки на складе и кухне. Автоматически «подбивает» результаты инвентаризации — показывает расхождения (недостачи, излишки). Позволяет устанавливать допустимые отклонения. Например, 100 г моркови — маловажный остаток. СБИС Presto округляет данные и корректирует их по списанию.

Программа автоматически рассчитывает количество продуктов, необходимых на определенный период. Если запасы заканчиваются — формирует и отправляет заявки поставщикам. А еще СБИС Presto мониторит прайс-листы оптовых продавцов: сравнивает стоимость товаров и показывает, у кого лучше закупиться на максимально выгодных условиях.

С помощью СБИС Presto предприятиям общепита легко вести учет остатков и движения товаров в ЕГАИС и ФГИС «Меркурий». Можно автоматизировать поставки, вскрытие тары, продажи алкоголя. Программа заполняет журнал учета продаж, формирует алкодекларации. При закупках товаров сельскохозяйственного происхождения ВСД можно гасить в один клик. Данные автоматически отправляются во ФГИС «Меркурий».

Списание продукции

Списание в общепите выполняется в отношении испорченных продуктов. Например, их хранили в неподходящих условиях или завершился срок годности. Списания применимы как к ингредиентам, так и готовым блюдам. Допустим, салат нельзя хранить более 3 дней. Если с момента его приготовления прошло больше времени и за этот период его никто не купил, блюдо отправляется на утилизацию.

Порядок выполнения этого процесса в общепите:

  1. Оформляется акт списания.
  2. Рассчитывается количество ингредиентов, использованных для приготовления блюда.
  3. Данные вносятся в программу, товарные остатки обновляются.
  4. По завершении — проводится анализ списаний. Задача ответственного сотрудника — определить, как часто остаются невостребованные порции и принять меры по устранению этой проблемы.

Со всеми этими пунктами поможет приложение по автоматизации. Программа СБИС Presto автоматически списывает продукцию при условии настроенных технологических карт.


Макс Демеш

Эксперт

Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания.

Максим Демеш

md@kassaofd.ru


Нужна программа СБИС Presto?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию по СБИС Presto и поможем оформить заказ.

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Онлайн-кассы

Онлайн-кассы

Перейти

POS-системы

POS-системы

Перейти

Сканеры штрих-кодов

Сканеры штрих-кодов

Перейти

Весы

Весы

Перейти

Кассовое программное обеспечение

Программное обеспечение

Перейти

Услуги

Наши услуги

Перейти

Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Также читают:

Подпишитесь на рассылку

Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.

Остались вопросы?

Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!

Закажите обратный звонок Мы свяжемся с вами как можно скорее!
У вас есть вопрос? Напишите нам Мы ответим на ваш вопрос как можно скорее!
Выберете ваш город: Моего города нет в списке