С 2022 года действуют новые правила маркировки в общепите. Речь идет о маркируемых молочных продуктах и упакованной воде. Правда, для представителей сегмента HoReCa не все так однозначно. В некоторых случаях им предоставлена отсрочка. Рассказываем, как работать с маркировкой общепиту и когда им отчитываться в «Честный ЗНАК».
Оглавление
Если вы продаете упакованную воду или молочную продукцию в ресторане или кафе, действуйте по правилам, предусмотренным для розницы. Приемку товара в 2022 году нужно подтверждать в системе «Честный ЗНАК» (в виде объемно-сортового учета). С 1 сентября 2022 г. это правило действует для молочки. С 1 ноября 2022 г. ― вступает в силу для упакованной воды.
При объемно-сортовом учете в систему маркировки передаются данные:
То есть, в «Честный ЗНАК» пока не нужно отчитываться по каждой единице товара, а по количеству в целом. Представители общепита взаимодействуют с системой мониторинга через ЭДО.
При продаже нужно сканировать каждый маркировочный код с упаковки:
Для этого используется двумерный сканер штрихкодов. Поэкземплярный учет этих товаров для всех участников их оборота начинается с 2025 года.
Чаще всего продукты питания, подлежащие маркировке, в общепите используются для приготовления блюд. В рамках закона применяется понятие «для собственных нужд». В этом случае товар нужно вывести из оборота в течение трех дней с момента его распаковки ― отчитаться в «Честный ЗНАК». Выбытие продукции не связано с продажей, поэтому происходит в виде объемно-сортового учета. Правило действует с 1 декабря 2023 г. ― как для воды, так и для молочки. До этой даты можете работать по-старому.
Начнем с маркировки молочной продукции для общепита. Коды Data Matrix наносятся на следующие виды товаров:
Важно! Все эти продукты должны содержать в своем составе молочные жиры и белок. Если там заменители, товар не маркируют.
Не подлежат маркировке в «Честном ЗНАКе» следующие виды молочной продукции для общепита:
Маркировке подлежит упакованная (бутилированная) минеральная, газированная и негазированная вода без сахара, ароматизаторов и других добавок. Не маркируют воду:
Проверить, какой продукции общепита касается маркировка, можно по кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 — их указывают в таможенной декларации и сертификате соответствия.
Молочная продукция | ||
Товарная группа | ТН ВЭД ЕАЭС | ОКПД 2 |
Сыры | 0406 | 10.51 |
Мороженое | 2105 00 | 10.52 |
Молочные продукты со сроком реализации свыше 40 дней |
0401 0402 0403 0404 0405 0406 2202 99 910 0 2202 99 950 0 2202 99 990 0 |
10.51 10.86.10.110 10.86.10.140 10.86.10.190 |
Молочные продукты со сроком реализации менее 40 дней | ||
Упакованная вода | ||
Минеральная вода (природная и искусственная) | 2201 (включая 2201 10) | 11.07.11.110 |
Другие виды бутилированной воды | 2201 (включая 2201 90 000 0) |
11.07.11.120 11.07.11.130 11.07.11.140 11.07.11.150 |
Для работы с маркировкой молочной продукции и упакованной воды общепиту с 2022 года понадобится:
Если продаете в ресторане или кафе молочные продукты и воду, понадобится:
Если продукты используются как сырье — для приготовления блюд, в 2022 году не нужно сканировать каждый маркировочный код и выводить его из оборота через кассу. Хотя, сканер штрихкодов и ККТ все равно потребуются для продажи готовых блюд.
Начиная с 1 марта 2025 года, нужно сканировать каждый код Data Matrix при приемке, продаже, отгрузке, списании маркированных «молочки» и воды. И тогда без сканера и ККТ точно не обойтись.
При необходимости можно приобрести терминал сбора данных для проведения инвентаризации, приемки продукции в торговом зале. Устройство оснащено встроенным сканером штрихкодов, сенсорным экраном. Работает от аккумулятора и поставляется с операционной системой (как правило, Android). Рекомендуем установить на ТСД специализированный софт для автоматизации товароучета.
Иногда общепиту требуется перемаркировать товар. Например, в ресторане продают воду, а этикетка испортилась, размокла, штрихкода не видно. В этом случае нужно заменить идентификатор — заказать новый, распечатать и нанести на бутылку с водой. Понадобится принтер этикеток: термо- или термотрансферный.
Работа с маркировкой продуктов в общепите в 2022 году построена следующим образом. Допустим, оптовик поставляет молочную продукцию и воду в ресторан, кафе или школьную столовую. Далее ситуация развивается по одному из сценариев:
Обращайте внимание на сроки. Новые правила продажи для молочной продукции и молока уже вступили в силу, а для воды запланированы с 1 марта 2023 года. Если продукция используется в общепите для приготовления блюд, вывод из оборота в виде объемно-сортового учета происходит с 1 декабря 2023 года. Причем, как для «молочки», так и для воды.
Где следить за ситуацией
Главные новости — в нашем Телеграме
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних новостей бизнеса и изменений законодательства
Немаркированную воду и молочные продукты можно продавать и использовать для приготовления блюд до завершения срока годности. Важное условие: они должны быть получены общепитом до того, как были внедрены требования по обязательной маркировке для производителей и импортеров. Наносить маркировочные коды на остатки не нужно.
Посмотрим, к чему для общепита приводит работа вразрез требованиям маркировки — что будет, если не отчитываться в «Честный ЗНАК».
Вид правонарушения | Для должностных лиц | Для юридических лиц |
Отсутствие кода маркировки | От 5 до 10 тыс. руб. для должностных лиц | От 50 до 300 тыс. руб. |
Отсутствие регистрации в системе маркировки в установленные сроки | От 1 до 10 тыс. руб. | От 50 до 100 тыс. руб. |
Незаконные продажи (не сканируется маркировочный код, не заключен договор с ОФД для передачи данных о выводе Data Matrix из оборота в «Честный ЗНАК») | От 1 до 10 тыс. руб. | От 50 до 100 тыс. руб. |
Нарушение сроков передачи данных в систему «Честный Знак» | От 1 до 10 тыс. руб. | От 50 до 100 тыс. руб. |
С 1 декабря 2023 года представители общепита должны вести объемно-сортовой учет молочной продукции ― передавать в «Честный ЗНАК» GTIN, количество, вес (если весовая) принятого или отгруженного товара. Вывод из оборота, если это не продажа, также осуществляется в виде объемно-сортового учета. Если в общепите продают молочку, с 1 сентября 2022 года нужно сканироваться каждый код с ее упаковки при реализации. Продажи выполняются через онлайн-кассу.
Маркируют минеральную (природную или искусственную) и другие виды бутилированной воды. На бутылки наносят коды Data Matrix.
Если в кафе продают молочную продукцию на развес и воду на разлив, эти товары нужно выводить из оборота в течение 3 рабочих дней с момента первой распаковки. После этого их можно продавать без маркировочных кодов.
Если ресторан продает упакованную воду на кассе (например, бутылка воды 0.5), то он квалифицируется как розничный магазин и должен принимать всю маркированную воду с помощью ЭДО начиная с 1 ноября 2022 года. В этом случае необходима регистрация в «Честный ЗНАК», и при пробитии воды на кассе нужно отправлять УПД о выводе продукта в "Честный Знак".
До 1 декабря 2023 года, если вода используется для приготовления блюд, то организации HoReCa могут продолжать работать по-старому. Однако, начиная с 1 декабря 2023 года, они должны быть зарегистрированы в «Честный ЗНАК» и обязаны самостоятельно принимать в оборот и выводить из него маркированную воду. То же касается и молока, которое ресторан или кафе использует в приготовлении блюд.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь в подключении к маркировке?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем пройти регистрацию в системе Честный Знак.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Маркировка питьевой воды в 2023 году носит обязательный характер для всех участников рынка. На носу новый этап, который стартует уже в ноябре этого года, но что он принесет предпринимателям? В…
Маркировка молочной продукции с 2021 года становится цифровой. Теперь на всю молочку наносится уникальный цифровой код, а вся работа ведется в информационной системе Честный Знак. Маркировать молоко и молочку в…
Программы для автоматизации общепита позволяют облегчить работу персонала, увеличить доходы, повысить эффективность работы сотрудников и компании в целом. Теперь нет необходимости тратить кучу времени на рутинные операции. Все необходимое для…
Онлайн-касса для общепита, согласно новым требованиям законодательства, становится обязательной при расчете с клиентами. Переход на онлайн-кассы является обязательным условием для всех организаций и предпринимателей, и общепит не исключение. В этой…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!