Маркировка для маркетплейсов ― одна из обсуждаемых тем в 2022 году. Популярность интернет-площадок набирает обороты и значимую долю ассортимента занимают товары с Data Matrix. Рассказываем об особенностях маркировки продукции для маркетплейсов. Наша статья поможет разобраться, как продавать маркированные товары на известных торговых онлайн-площадках Ozon и Wildberries.
Оглавление
Обязанность по маркировке товаров, прослеживаемых через систему «Честный ЗНАК», возложена на производителей, импортеров, в отдельных случаях ― розницу. Нарушителей ждут штрафы и конфискация немаркированной продукции. Маркетплейсы также участвуют в обороте маркированных товаров. Это происходит тогда, когда они принимают такую продукцию на баланс, хранит на своих складах, размещает на своей площадке и продает покупателем.
Рассмотрим стандартную схему работы с маркетплейсом:
Прибыль маркетплейсов ― процент с продаж. Размер комиссии зависит от условий сотрудничества. Предприниматель платит за показы объявлений, а также штрафы за долгое хранение товара на складе.
Маркетплейс ― это не агрегатор товаров, каким раньше был «Яндекс.Маркет», отслеживающий предложения и направляющий пользователей на выбранный сайт. Это торговая площадка, полноценный интернет-магазин, где можно приобрести товары разных производителей.
Наибольшей популярностью пользуются маркетплейсы с разнонаправленной продукцией и услугами. Продавать через интернет-площадки можно все, что угодно, если это не идет вразрез правилами дистанционной торговли.
В каталогах маркетплейсов не должно быть:
Для других товаров, в том числе маркированных, «двери» маркетплейсов открыты.
Если товар попадает под требования обязательной маркировки, торговая площадка не примет его без Data Matrix. Во-первых, продавать такую продукцию без маркировочных кодов запрещено законом. Во-вторых, это влечет за собой еще одно правонарушение ― отсутствие важного реквизита в чеке. В обоих случаях начисляются штрафы.
Дело в том, что оплата покупок осуществляется через маркетплейс, а значит ответственность за использование онлайн-кассы и присутствие обязательных реквизитов в чеке возлагается на онлайн-площадку.
Что нужно делать? По сути, все как обычно. Производитель заказывает коды маркировки для выпущенного товара, наносит их на упаковки и отправляет партиями дистрибьюторам (оптовикам). Данные о смене владельца продукции, ее перемещении и других операциях передаются в систему «Честный ЗНАК» (участники оборота маркированного товара должны предварительно пройти там регистрацию и получить доступ в личный кабинет).
Во время продажи товара сотрудники маркетплейса считывают штрихкод с упаковки. Данные поступают в онлайн-кассу, передаются ОФД и тот выводит Data Matrix из оборота. Отчет о проданной продукции отражается в личном кабинете участника на сайте маркетплейса. Владелец товара всегда в курсе событий.
Два самых популярных маркетплейса Ozon и Wildberries постоянно конкурируют между собой. Цены отличаются незначительно и не всегда в пользу конкретной интернет-площадки. Оба сотрудничают с ИП, самозанятыми и организациями.
Ozon и Wildberries предъявляют общие требования к упаковке товара. Так, она должна быть из гофрокартона с прочным и жестким каркасом. Не допускаются повреждения и загрязнения. На коробках ― обязательно штрихкоды. Каждый маркетплейс предъявляет отдельные требования для этикеток. Об этом расскажем чуть позже.
Регистрация личного кабинета на Ozon занимает всего 1 день. Предприниматель вводит свои данные, после чего модераторы их проверяют. Далее все осуществляется автоматически. Уже через 3 недели с момента регистрации можно продавать товар.
Процедура открытия личного кабинета на Wildberries занимает больше времени (от момента регистрации до первой продажи проходит до 4 недель). Дело в том, что кроме учредительных документов торговая площадка требует предоставить прайс-лист на товары. При его рассмотрении предприниматель может получить отказ, если продукция не соответствует требованиям маркетплейса.
Озон предъявляет следующие требования к этикеткам на товары, продаваемые через маркетплейс:
В целом, этикетки не должны портить внешний вид упаковки.
Стандарты оформления упаковки для товаров на Wildberries:
Комплекты, состоящие из нескольких товаров, маркируют одним кодом. На транспортировочных коробках не должно быть лишней информации.
Покупатель может вернуть товар в магазин на правах потребителя. Маркетплейс ― торговая точка, и для нее действуют те же правила. Если покупатель хочет вернуть покупку, возможно два варианта:
Если продукция куплена до того, как ввели требование по ее маркировке, а возврат осуществляется после, можно провести операцию по номеру чека. Но маркировать этот товар в качестве остатков маркетплейс не сможет.
Рассмотрим ситуацию: товар поступил на склад маркетплейса, но без кодов Data Matrix, так как на тот период его не касались требования по обязательной маркировке. До ее внедрения распродать продукцию не успели и она осталась на складе немаркированной. Как известно, реализовывать ее без Data Matrix ― значит преступить закон.
У предпринимателя есть несколько вариантов решения проблемы:
Маркетплейс ― участник оборота маркированных товаров, как производитель и продавец. Но по отношению к последнему считается агентом или комиссионером (зависит от договора). Соответственно, маркетплейс не имеет права указывать коды маркировки для складских остатков. Это нужно делать только продавцу.
Итак, компания продает постельное белье, которое подлежит обязательной маркировке. Рассмотрим весь процесс взаимодействия с OZON, начиная с азов.
Продавец регистрируется в системе «Честный ЗНАК». Описывает товары в Национальном каталоге, перечисляя все наименования, на которые будет заказывать цифровые коды. Производителям и импортерам нужно пройти регистрацию в международной системе GS1. Рознице ― не обязательно. Каждому товару присваивается международный код GTIN.
Участник оборота маркированных товаров заказывает средства идентификации в личном кабинете, доступ к которому предоставляется после регистрации в информационной системе. Один из составляющих Data Matrix ― код GTIN. Обратите внимание на то, что средство идентификации должно быть на каждом товаре.
Магазин может работать через личный кабинет «Честного ЗНАКа» или товароучетную систему, интегрированную с ИС ПМ. В ней предусмотрен функционал, позволяющий проводить различные операции:
Прежде чем приступить к продаже товара, нужно ввести коды маркировки в оборот. Это также можно сделать в личном кабинете системы мониторинга.
Товары, подлежащие обязательной маркировке, должны быть выпущены с завода производителя с кодами Data Matrix. Изготовитель может самостоятельно наносить средства идентификации на упаковки или доверить это поставщику. Но вводить их в оборот (передавать данные в информационную систему) должен именно производитель.
В нашем примере это выглядит следующим образом: компания-изготовитель выпустила партию постельного белья, заказала средства идентификации, ввела их в оборот, скачала и передала поставщику PDF-версию этикеток, а тот уже самостоятельно наклеил их на товары.
Продажа маркированного товара через маркетплейс OZON возможна по одной из двух схем сотрудничества:
Каждый вправе выбрать ту схему, которая ему подходит.
В 2022 году маркировка распространяется на большую часть товаров на российском рынке, и многие предпочитают продавать его через маркетплейсы. Преимущества онлайн-площадок очевидны, и главное из них — широкий охват аудитории. Современные пользователи давно предпочитают совершать покупки через интернет. Это проще, быстрее и удобнее. Для сотрудничества с маркеплейсами продавцам нужно следовать условиям по размещению товаров.
Маркетплейс — это обширная торговая площадка, где представляют свой товар разные продавцы. Условно это можно назвать огромным рынком: предприниматель подписывает договор с администрацией, получает место для продажи, привозит товары и ждет, пока их купят.
Комиссия на разных торговых площадках может различаться, что зависит от условий маркетплейса. Например, на Wildberries она составляет — 19 %, на Ozon — от 4 до 20% от стоимости товара. По сути, это оплата за то, что маркетплейс привел продавцу покупателя.
На маркетплейсе повышенным спросом пользуются конструкторы, детские игрушки, товары для новорожденных, велосипеды, электромобили, предметы одежды, обувь. В широком ассортименте представлена немаркированная продукция, а также та, которая подлежит обязательной маркировке.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь по работе с маркировкой?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем выбрать подходящее решение для решения вашей проблемы.
Цифровая маркировка разрабатывалась с целью контроля за товарооборотом. На каждую упаковку товара наносится уникальный код, по которому его можно идентифицировать в системе и отследить весь путь от начала и до…
Маркировка товаров в 2022 году в системе Честный Знак продолжается. Список дополнен новыми позициями. К товарам, подлежащим обязательной маркировке, присоединяются велосипеды, бутилированная вода, антисептики и прочая продукция. В данной статье…
Госдумой разработан законопроект № 972623-7, в котором предусматриваются новые штрафы по обязательной маркировке товаров. Документ приняли в первом чтении, но на данный момент проект еще не подписан. Рассмотрим изменения, внесенные…
Пройти тест«Готовы ли вы к маркировке?» Как работать с маркировкой для интернет-магазина — самый актуальный вопрос среди электронной коммерции. Продажи одежды и обуви по объемам уступают разве что бытовой технике…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!