За отсутствие маркировки на товаре подлежащем обязательной цифровой маркировке в системе Честный Знак предусмотрена административная ответственность в виде штрафов, а при нарушениях в особо крупных размерах и уголовная ответственность. Размеры штрафов определяются статьей 15.12 Кодекса Административных правонарушений РФ. Нарушениями также являются любые действия с немаркированными товарами: производство, хранение, продажа, покупка, перевозка. Одно из серьезных нарушений — действия с товарами с поддельной маркировкой. Подробнее об этих и других нарушениях и штрафах, а также уголовной ответственности читайте в нашей статье.
Обработкой информации по работе с маркированными товарами занимается ЦРПТ. Именно эта организация назначена оператором системы маркировки. В зависимости от направления, работа осуществляется от разных юридических лиц. Но, несмотря на это, ответственность лежит конкретно на компании ЦРПТ.
В связи с тем, что ЦРПТ ведет свою деятельность по принципу частно-государственного партнерства, контроль над участниками рынка осуществлять она не может. Зато наделена правом выполнять сбор и обработку данных. А Роспотребнадзор, в свою очередь, имеет доступ к таким сведениям. Именно на этот орган возложена ответственность по выявлению правонарушителей.
Задача Роспотребнадзора ― проверка данных, представленных участниками маркировки товаров и сопоставление таких сведений с теми, которыми располагает ФНС. При возникновении сомнений предпринимателей могут обязать предоставить письменное уведомление с пояснениями.
Итак, реестр нарушений составляется ЦРПТ, а Роспотребнадзор, имеющий доступ к нему, проверяет данные. Предоставление доступа к этому реестру участникам оборота позволит добросовестным предпринимателям своевременно реагировать, исправлять имеющиеся ошибки и избежать повторных нарушений.
В сфере работы в системе маркировки Роспотребнадзор выполняет такие основные задачи:
В связи с распространением коронавирусной инфекции были введены разные ограничения, которые коснулись всех сфер бизнеса. При этом проверки связанные с маркировкой товаров Роспотребнадзором приостановлены не были. Реестр нарушений продолжает пополняться, а данные передаваться в контролирующий орган.
Конечно, самое распространенное нарушение — это отсутствие кода маркировки на товаре. Но существует множество других ситуаций, когда участники маркировки осознанно или нет нарушают правила маркировки. Попробуем разобраться.
Ситуация 1. Отсутствует код маркировки
Частое нарушение — знак маркировки должен был нанесен на упаковку товара, бирку, ярлык или сам товар. Если изделие или продукт не имеет маркировки, вас оштрафуют. Дело в том, что правила нанесения устанавливаются оператором маркировки, код так или иначе должен соответствовать правилам и требованиям системы.
Ситуация 2. Маркировка нанесена некорректно
Частый случай — дело в том, что маркировка должна быть хорошо видна и легко считываема. Если это не так, то вас тоже может ждать штраф.
Ситуация 3. Сведения кода не соответствуют данным УПД
При пробитии кода маркировки данные не соответствуют фактическим. Например, если в документе перечислены другие модели или другая продукция. Скорее всего, такой товар конфискуют, а магазин оштрафуют за нарушение.
Ситуация 4. Товар не был перемаркирован
Когда по каким либо причинам товар теряет код маркировки его следует перемаркировать. Также поступают и с возвратами от покупателей без кода маркировки или, если товар вернули с поврежденным кодом. Попытка повторной продажи без перемаркировки — нарушение, за которое однозначно получите штраф.
Ситуация 5. Некорректный возврат
При попытке выдать немаркированные остатки товара за возврат или если покупатель вернул товар, который еще не был промаркирован, то возврат будет некорректным.
Наибольшие сложности возникают в сохранении логической цепочки сведений о движении маркированных товаров. Сроки маркировки для разных товарных групп для розницы и производителей были разными. В результате одни компании передавали информацию в систему о товарах, а другие этого не делали. Это привело к разрыву логических цепочек. Допустим, марку заказали и ввели в оборот, а при продаже контрагенту последний не подтвердил приемку. При последующей продаже товара маркированного этим кодом, через кассу конечному потребителю регистрируется нарушение. Ведь сама продукция так и осталась на балансе поставщика. То есть, контрагент продает его незаконно.
Если это произошло в период добровольной маркировки, контрагент ничего не нарушил. По закону, участие в эксперименте не является обязательным, а осуществляется по желанию. Поэтому ЦРПТ принял решение контролировать логическую цепочку только после даты введения обязательной маркировки товара.
Кроме того, в отношении отдельных товарных групп предусмотрена маркировка остатков. То есть, какое-то время немаркированная продукция может находиться в обороте. После даты обязательной маркировки запрещено даже ее хранение. Поэтому Россельхознадзор может составить протокол о нарушении, если обнаружит нераспроданные остатки. После этого документ передается в суд, который назначает наказание.
Правила работы в системе маркировки отражены не только в Распоряжениях и Постановлениях Правительства РФ. Отдельные моменты регламентированы в Федеральном законе №54 о применении контрольно-кассовой техники. В частности, отражен порядок реализации маркированных товаров через онлайн-кассу. В сформированном чеке должен присутствовать специальный реквизит ― код товара. В печатном формате чека он отображен символом [M].
Если прошивка на кассе не позволяет отобразить реквизит на чеке, придется ее обновить. Возможно, придется заменить кассовый аппарат.
Еще один момент: бизнесмен заключает договор с оператором фискальных данных. Согласно этому договору, данные о выводе маркированного товара из оборота посредством его продажи конечному потребителю автоматически передаются в «Честный Знак». И ответственность за эту передачу как раз и возложена на ОФД.
Есть ли уголовная ответственность за нарушения работы с маркировкой? Ответы на этот вопрос можно легко найти в уголовном кодексе Российской Федерации. Ответ — да, за маркировку можно получить и уголовное наказание, а не только штраф и конфискацию. Здесь речь идет о нарушениях в особо крупных масштабах. В статье 169 Уголовного кодекса говорится, что особо крупным нарушением признается нарушение на сумму свыше 1,5 миллиона рублей. Но крупные нарушения отличаются для разных товаров, так для продуктов питания это уже больше 400 тысяч рублей, а для табачной продукции больше 100 тысяч рублей.
Так или иначе, если нарушение за маркировку товара признано крупным, то виновника ждет лишение свободы и штраф с конфискацией товара. Посадить могут и за производство товара без маркировки.
За отсутствие кода маркировки на товаре подлежащем цифровой маркировке предусмотрены штрафы:
Для всех товарных групп:
Для табачных изделий:
Если нарушение крупное или есть сговор:
Какие группы товаров должны содержать маркировку:
Нарушением являются любые действия с товарами с поддельными кодами маркировки. За это согласно 171.1 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Если в нарушении участвовала группа лиц или был предварительный сговор:
Если в нарушении участвовала крупная партия товара, а правонарушения было организовано группой лиц по сговору:
МРЦ или минимальная розничная цена присутствует на каждой пачке сигарет. МРЦ указана и в коде маркировки товара. Продажа сигарет дороже указанной на пачке стоимости является нарушением.
Если ИП или организация связанная с оборотом маркированной продукции не зарегистрировалась в системе маркировки в установленные сроки*, то это является нарушением.
*Сроки регистрации устанавливаются отдельно для каждой товарной группы.
При продаже на онлайн-кассе маркированного товара информация о выбытии этого товара должна попадать в систему маркировки. Если при продаже маркированного товара кассир на кассе не сканирует код маркировки товара или касса не настроена на работу с маркированными товарами, или не было заключено дополнительное соглашение с ОФД, то можно получить штраф.
Если вы промаркировали товар, но забыли ввести его в оборот, то продавать такой товар вы не имеете права.
Если при вводе товаров в оборот не были указаны сопроводительные документы или данные были внесены некорректно, то можно получить штраф (кроме маркировки остатков по упрощенной схеме).
Если маркированный товар был передан другой организации или принимается другой организацией, то данные об этом обязательно должны быть зафиксированы в системе маркировке с помощью электронной накладной (УПД).
Чтобы избежать штрафов, необходимо заблаговременно подготовить бизнес к работе с маркировкой товаров. Производители обязательно должны оснастить рабочие места принтерами для печати маркировочных кодов. Розница также заинтересована в покупке данного оборудования. Они тоже иногда заказывают и распечатывают коды при перемаркировке, маркировке остатков или приеме продукции на комиссию от физических лиц. Рознице обязательно понадобятся сканеры двумерных штрихкодов для сканирования марок с упаковок товаров.
В связи с распространением коронавирусной инфекции, были временно запрещены выездные проверки, что сделано ради сохранения здоровья граждан и обеспечения их безопасности. Однако все нарушения, допущенные в период пандемии, не проходят мимо контролирующих органов. В реестре накапливается информация, а затем она будет передана в Россельхознадзор.
Срок давности правонарушений в сфере маркировки составляет три месяца. Однако в отдельных случаях он может увеличиваться до года. Помимо этого, информация в реестрах нарушений может рассматриваться в качестве признака «длящегося правонарушения». В таких случаях отсчет срока давности начинается от последнего обнаруженного случая.
Стоит еще отметить, что работа системы маркировки сейчас осуществляется в режиме регулярных сбоев. Они являются причиной задержек при передаче данных о маркированных продуктах. Подобные сбои также могут указывать на то, то компания нарушает правила работы, и система пытается предотвратить нарушения.
Чтобы зафиксировать сбой в работе с «Честным Знаком», необходимо его задокументировать: сделать скриншот экрана (важно, чтобы на нем отображались дата и время), фото диалога со службой поддержки, письма о проблемах с доступом и прочее.
Сегодня маркировка надежно закрепилась в бизнесе и стала чем-то обыденным. Несмотря на возможные сбои, система работает. Маркировку не отменят. Наоборот, с каждым годом она становится все более масштабнее. Поэтому ИП и организациям придется приспосабливаться к работе на новых условиях. Штрафы и проверки по маркировке вполне реальны. Чтобы их избежать, необходимо в точности следовать правилам и требованиям системы маркировки Честный Знак ЦРПТ. Все участники оборота подконтрольных товаров обязаны выполнить ряд действий:
Нужна помощь в подключении к маркировке?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем пройти регистрацию в системе Честный Знак.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Сроки введения маркировки товаров различаются, в зависимости от вида продукции. Первые требования коснулись меховых изделий, что произошло еще в 2016 году. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 №…
Обязательная маркировка товаров Честный Знак в 2021 году вводится для многих групп товаров. Новые требования затронут весь бизнес, связанный с оборотом подконтрольных товаров. Уже введена маркировка шуб и меховых изделий,…
В данной статье рассмотрим, что маркируют в 2021 году, и как подготовиться к работе по новым правилам. В системе «Честный ЗНАК» уже прослеживаются сигареты, шины и покрышки, обувь и прочие…
Рассмотрим, как перемаркировать товар в системе «Честный ЗНАК». Может возникнуть ряд ситуаций, когда эти правила требуют изучения. Например, покупатель вернул товар без этикетки с кодом Data Matrix. Ее отсутствие не является…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!