Маркировка сыров и мороженного в 2022 году вводится для розничных магазинов и торговых сетей, затрагивает фермерские хозяйства. Внедрение цифровой маркировки Честный Знак к 2023 году все больше набирает обороты. Здесь вы найдете актуальную информацию по маркировке молочный товаров, включая сыр и мороженое. Разберем этапы внедрения новой системы, что попадает под новые правила, какой товар пока можно не маркировать, расскажем нюансы работы с развесными продуктами, как подготовиться и работать в соответствии с требованиями закона.
Оглавление
Во время движения маркированного сыра или мороженого по товаропроводящей цепи происходит смена их собственников.
Первый ― производитель, «дающий жизнь» товару, или импортер, который привозит его в Россию для продажи из других стран. Именно на них возложена задача по нанесению кодов Data Matrix и введению их в оборот.
Промежуточное звено ― оптовик. Он закупает продукцию у производителя или импортера и продает ее рознице.
Розничная точка продаж или предприятие общепита ― последний собственник маркированного товара. Его задача ― продать продукт конечному потребителю или использовать его для приготовления блюд. На рознице и общепите цепочка обрывается ― путь товара завершается.
Все поставки и перемещения «молочки» между собственниками фиксируются в системе «Честный ЗНАК» посредством электронного документооборота.
Обязательная маркировка молочных продуктов началась как раз с сыров и мороженого: с 1 июня 2021 года производители наносят на них специальные коды Data Matrix. Есть условие: под контроль попадают только товары, содержащие молочный жир и белок.
В сентябре и декабре этого же года внедрили маркировку для других молочных продуктов.
С 20 января 2022 года розница должна отчитываться о продаже сыров и мороженого со сроком хранения менее 40 дней в ГИС МИ через онлайн-кассу: сканировать коды 2D-сканером и передавать данные в систему мониторинга. Такие сроки указаны на официальном сайте «Честного ЗНАКа».
В то же время, Минпромторг дает разъяснения: розница может не предоставлять эту информацию до 30 марта 2022 г. включительно. Именно с этой даты у ритейла появляется обязанность передавать сведения в систему маркировки при продаже других молочных продуктов из категории скоропорта (со сроком годности до 40 дней).
Далее события развиваются следующим образом:
Таким образом, внедрение маркировки сыров и мороженого, как и другой молочной продукции, продлится вплоть до 2023-го.
Поэтапный переход на работу по новым правилам предусмотрен, чтобы избежать критической нагрузки на бизнес и дать время предпринимателям как следует подготовиться.
Обратите внимание! Для общепита действуют такие же правила маркировки, как и для розницы.
Пример. Магазин специализируется на продаже молочной продукции и в ассортименте присутствуют мороженое, сыры, молоко, кефир, творог и т. д. У этих товаров разный срок реализации. Соответственно, отличаются и сроки маркировки. Что нужно делать в этом случае? Пересмотреть ассортимент и определить, для какой продукции действует требование по передаче данных о розничных продажах в «Честный ЗНАК», а для какой ― нет.
По новому закону маркировке подлежат сыры с кодом ТН ВЭД 0406 и ОКПД-2 10.51. Краткий перечень таких товаров:
Маркируют мороженое и другие виды пищевого льда, в том числе содержащие какао. Код ТН ВЭД: 2105 00 и ОКПД-2 10.52. Мороженое может быть в пастообразном и твердом виде, изготовленное на основе молока либо сливок.
Ориентируйтесь по кодам ТН ВЭД и ОКПД-2, чтобы определять, в какие сроки действуют маркировки для сыров, мороженого и других молочных продуктов.
Согласно постановления Правительства РФ № 2099 от 15.12.2020 г., Требования к маркировке не распространяются на сыры и мороженое, которые:
Если производитель не планирует продавать «молочку» и сырные продукты, а просто хранит ее на своем предприятии, допускается не наносить на нее маркировочные коды.
Обращаем ваше внимание на то, что маркировкой занимается не только производитель или поставщик. Представители торговли также участвует в этом процессе, хоть и не настолько активно, как изготовитель. Необходимость в маркировке сыра для розницы наступает в том случае, когда штрихкод на товаре утерян или испорчен настолько, что его невозможно прочесть с помощью сканера.
Для цифровой маркировки молочных продуктов выбран двумерный код Data Matrix. Его наносят на транспортную или потребительскую упаковку, товарный ярлык.
Идентификации подлежит каждая единица товара. То есть, на каждой головке сыра или упаковке с мороженым должен размещаться уникальный Data Matrix. Он состоит из 4 групп данных:
В штрихкоде зашифрованы данные о производителе и товаре, включая срок его годности, страну происхождения, ГОСТ или ТУ и прочее.
Расскажем, в чем особенность маркировки сыров. Это товар с переменным весом. Сыр дозревает на полках магазина, он теряет влагу, его масса становится меньше, что влияет на стоимость.
Поэтому ЦРПТ принял решение наносить данные об исходном весе продукта в виде дополнительного параметра к структуре двумерного кода.
Основные требования к внешнему виду средства идентификации, которое используется для маркировки сыров и мороженого в «Честном ЗНАКе»:
Пример маркировки сыра ― на фото.
Способы маркировки сыра и мороженого:
Компаниям предоставлено право выбора подходящего для них способа нанесения штрихкодов на упаковки с молочной продукцией, исходя из вида тары, производственных объемов и наличия технологических особенностей.
Мороженое и сыр могут продаваться на развес. В розничной точке продаж их расфасовывают и реализуют покупателям.
Возникает вопрос: как продавать сыр на развес при маркировке? Или мороженое ― например, шариками в рожках?
Разбираемся подробнее. Итак, от производителя приходит товар в упаковке, на которой размещен маркировочный код. Например, головка сыра.
В магазине ее режут на несколько частей, каждую упаковывают в пищевую пленку. Вот их маркировать уже не нужно. Достаточно нанести линейный код и разместить на прилавке.
Далее нужно вывести код головки сыра из оборота и передать соответствующие данные в ГИС МТ. Поступаем следующим образом.
После фасовки сыра считываем код Data Matrix и передаем сведения о выводе из оборота, но указываем причину «Продажа на развес». Сделать это нужно в течение 3 дней с момента первой нарезки продукта.
При продаже расфасованных кусков сыра продавец считывает сканером линейный код с этикетки, размещенной на пищевой пленке. В нем содержатся данные, которые связаны с весом, указанным в общем двумерном идентификаторе.
Чтобы подготовиться к продажам сыра и мороженого с маркировкой, нужно, прежде всего, получить усиленную квалифицированную электронную подпись (ЭП). Она необходима для подписания УПД (универсальных передаточных документов) и работы с ЭДО.
Это первое, что нужно сделать, поскольку ЭП нужна уже на начальном этапе ― для регистрации в ГИС МП, и в дальнейшем для заверки электронных документов.
Также понадобятся программные инструменты для работы с подписью (СКЗИ, драйверы токенов).
Обращаем внимание! С 1 января 2022 года изменились правила получения ЭП для ИП и организаций. Если действие вашего сертификата завершается, в текущем году придется заказывать новый в Удостоверяющем центре ФНС или у ее доверенных лиц.
Ваши сотрудники могут пока пользоваться сертификатами с реквизитами руководителей, но с 1 января 2023-го им нужно получать ЭП на сотрудников (физлиц) в аккредитованных УЦ и прилагать машиночитаемую доверенность (МЧД) при заверке рабочих документов.
Также нужно подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО). Все операции по маркировке проводятся через личный кабинет участника, а документы оформляются в электронном виде.
Далее проходим регистрацию в «Честном ЗНАКе». Только после этого получите доступ в личный кабинет.
Если вы уже продаете маркированный товар, повторная регистрация в системе не требуется. Нужно только добавить в профиле новую категорию товара ― молочную продукцию, и подписать документы с оператором ЦРПТ.
Розница не маркирует остатки. Если товар произведен до даты внедрения обязательной маркировки, его можно продавать без средств идентификации до тех пор, пока не завершится срок его годности.
Поэтому ритейлу не приходится описывать товары в каталоге, как производителю. Но розница может заказывать маркировочные коды, если приходится выполнять перемаркировку товаров. Значит, ей тоже нужно получить удаленный доступ к регистратору эмиссии.
Для работы с маркировкой сыров и мороженого рознице нужно приобрести и настроить соответствующее оборудование.
2D-сканер штрихкодов. Используется для считывания двумерных идентификаторов с товаров и передачи данных на управляющее устройство.
При выборе считывателя ориентируйтесь на условия работы и размер кодов. Если предполагается деятельность разъездного характера, потребуется мобильный сканер, работающий от аккумулятора. Такой нужен, например, для торговли на рынке.
Он связывается с управляющим устройством через базу или напрямую по Bluetooth или Wi-Fi. Причем, ПК можно установить на расстоянии 100 м и более от места торговли. В зависимости от типа сканирующего модуля, считыватель способен распознавать штрихкоды на разном расстоянии, читать плотные, мелкие идентификаторы. Обращайте внимание на эти нюансы при выборе оборудования.
Терминал Сбора Данных. Полноценная замена сканеру штрихкодов. Представлен в виде мини-компьютера: имеет встроенный считыватель, процессор, сенсорный экран, внутреннюю память. ТСД используют преимущественно для складских работ, но можно применить для решения задач в торговом зале.
Терминал сбора данных ускоряет приемку и отгрузку товаров на складах. Может использоваться для инвентаризации, переоценки продукции. Считывает штрихкоды, обрабатывает их и передает информацию в товароучетную систему предприятия (на ПК).
Онлайн-касса. Обязательное устройство в магазине ― применяется для расчетов с покупателями. Автоматизация кассового узла осуществляется с помощью ККТ и сканера штрихкодов, взаимодействующих между собой.
При продаже сыра или мороженого кассир сканирует штрихкод на упаковке, данные поступают в кассу. ОФД передает информацию о реализации товара в ФНС и о его выбытии в систему мониторинга. При выборе кассы также нужно ориентироваться на условия работы.
Как и в случае со сканером, для мобильной торговли подойдут модели ККТ, запитанные от аккумуляторной батареи. Важно, чтобы касса поддерживала работу с маркировкой.
Если у вас уже есть ККТ, но ранее вы не продавали маркированные товары, возможно, придется сменить прошивку.
Принтер этикеток. Для чего он нужен производителю, известно. Но и представителям розницы иногда нужно заказать и распечатать штрихкоды. Кроме того, принтер позволяет печатать ценники, текстовую и графическую информацию на этикетках.
Для маркировки скоропорта можно выбрать термопринтер, работающий по принципу прямой термической печати. Он позволяет изготавливать черно-белые этикетки, уязвимые к влаге, солнечным лучам, трению. Для товаров со сроком реализации более полугода стоит приобрести термотрансферный принтер. С его помощью можно печатать цветные или черно-белые этикетки на бумажной или синтетической ленте.
Не забудьте заключить договор с ОФД, чтобы тот автоматически передавал данные о выбытии сыра или мороженого с маркировкой в ГИС МП при розничной продаже. Подберите софт для работы с маркированными товарами. Если можно, обновите старое ПО или установите новое.
Онлайн-кассы |
Сканеры штрих-кодов |
Принтеры этикеток |
Программы |
Подключение к ЭДО |
Готовые решения |
Тех, кто не соблюдает правила маркировки, ждут штрафы. Их размеры регулируются ст. 15.12 КоАП РФ.
Нарушения | Размеры штрафов, тыс. рублей | ||
---|---|---|---|
Граждане | ИП и должностные лица | Юрлица | |
Производство товаров без средств идентификации или с ними, но вразрез требованиям законодательства | — | 5-10 | 50-100 |
Хранение, покупка с целью дальнейшей реализации, перевозка и продажа продукции без Data Matrix | 2-4 | 5-10 | 50-300 |
При серьезных правонарушениях ИП и организации несут уголовную ответственность.
Согласно ст. 171.1 УК РФ, в зависимости от тяжести преступления, нарушители могут заплатить свыше 1,5 млн рублей, быть направлены на принудительные работы или лишены свободы.
Следите за новостями маркировки на нашем сайте, чтобы быть в курсе последних изменений. Соблюдение требований законодательства позволит работать без штрафов и не сесть в тюрьму.
Если сыры и мороженое будут вывезены в страну, где не действует маркировка, наносить средства идентификации на них не нужно. Маркируют товар, который будет реализован на территории РФ.
Молочную продукцию, произведенную до даты внедрения обязательной маркировки, можно продавать без кодов Data Matrix до завершения срока годности. Маркировать остатки рознице не нужно.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь с подключением к системе маркировки?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем с подключением к системе Честный Знак.
Мы поможем подготовиться к маркировке, у нас есть все, что нужно!
Учет движения кодов Data Matrix осуществляется в системе «Честный ЗНАК», а программы 1С автоматизируют операции с маркировкой ― это «посредники» между участником оборота товаров и ИС МП. Платформа «1С» —…
Вывод маркированных товаров из оборота — одна из обязанностей предпринимателей, работающих с «Честным ЗНАКом». Вроде все понятно: продал или утилизировал продукцию — передал данные в систему мониторинга. А что делать…
Вопрос, как выбрать онлайн-кассу для торговли молочной продукцией с маркировкой, становится все более и более актуальным. Такая касса должна соответствовать требованиям закона, предусмотренным для всей контрольно-кассовой техники, а также «уметь»…
Маркировка молочной продукции с 2021 года становится цифровой. Теперь на всю молочку наносится уникальный цифровой код, а вся работа ведется в информационной системе Честный Знак. Маркировать молоко и молочку в…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!