В этой статье вы узнаете:
Эксперимент по маркировке пищевых растительных масел завершается 31 августа 2024 года, и уже на следующий день стартует обязательная идентификация этих товаров. Расскажем, как к ней подготовиться.
Оглавление
С помощью кодов Data Matrix государство контролирует оборот товаров на российском рынке. Средство идентификации наносят на каждую товарную упаковку. Данные о любом движении продукта передаются в систему «Честный ЗНАК» — бизнесмены отчитываются о нанесении и вводе кодов в оборот, передаче товара контрагенту, продаже покупателю. Таким образом, государство отслеживает весь путь продукции по логистической цепочке — от производителя до конечного потребителя.
С помощью маркировки можно вывести «из тени» недобросовестных покупателей, очистить рынок от контрафакта и повысить качество продаваемых товаров.
Обязательной маркировке подлежат пищевые растительные масла:
Маркируют как нерафинированные, так и рафинированные растительные масла, их фракции. Предусмотрено нанесение кодов маркировки на маргарин, какао-масло, какао-жир.
Производитель подбирает место для нанесения маркировки в зависимости от упаковки и способа продажи.
Маркировке не подлежит растительное масло массой нетто до 30 граммов. Не нужно наносить коды Data Matrix на продукты животного и микробиологического происхождения. Также не маркируют БАДы на основе растительных масел.
В Постановлении Правительства РФ от 27.05.2024 № 676 об обязательной маркировке растительных масел утверждены сроки внедрения и правила работы с этой группой товаров. Согласно официальному документу:
Маркировка остатков не предусмотрена. Товары, произведенные до дня ее внедрения, можно продавать без кодов Data Matrix до завершения срока годности продукции.
Для работы с маркированными товарами все участники должны:
Кроме того, нужно приобрести специальное оборудование и установить программное обеспечение, интегрировать его с системой «Честный ЗНАК».
Это общие требования для всех участников маркировки. Далее рассмотрим, что нужно и как работать производителю, импортеру и рознице.
Маркировка начинается с производителя. Именно он заказывает и наносит коды маркировки на товары, вводит их в оборот. После регистрации в системе «Честный ЗНАК» производителю нужно подключиться к регистратору эмиссии — это программное обеспечение для генерации кодов Data Matrix, предоставляется оператором ЦРПТ бесплатно во временное пользование.
До 1 октября 2024 г. изготовитель должен вступить в Ассоциацию «ГС1 РУС», чтобы получить коды GTIN. Затем — описать свои товары в Национальном каталоге.
Дальнейшие действия производителя:
Для печати кодов Data Matrix нужно приобрести принтер этикеток. Желательно — термотрансферный. Пищевое растительное масло относится к товарам с долгим сроком реализации (как правило, 1 год). Термотрансферный принтер позволяет создавать этикетки, устойчивые к влаге, солнечным лучам и трению. Штрих-коды на них остаются читаемыми в течение нескольких лет.
При отгрузке маркированной продукции оптовику или сразу в розничную точку производитель формирует УПД — указывает в электронном документе перечень отправляемых товаров и их коды маркировки. Заверяет УКЭП. Данные о передаче прав собственности на продукт передаются в систему «Честный ЗНАК».
Импортеры ввозят растительное масло зарубежных производителей для продажи на территории РФ. Эта продукция также должна быть промаркирована. Требования такие же, как для российских производителей — описать товары в Национальном каталоге и ввести коды в оборот.
Для средних и крупных импортеров оптимальное место маркировки иностранной продукции — зарубежное производство, где коды Data Matrix наносят в момент упаковки. Заказывает их импортер, а потом передает контрагенту в электронном виде. Также маркировку можно осуществлять до размещения растительного масла под таможенные процедуры.
Розница принимает растительное масло от поставщика и подтверждает УПД — заверяет электронной подписью. Товары поступают на баланс магазина, и их можно продавать покупателям. При реализации маркированного продукта кассир сканирует код маркировки с помощью 2D-сканера и проводит операцию через онлайн-кассу. Данные о проданном товаре передаются ОФД, а тот отправляет их в «Честный ЗНАК». Код Data Matrix выводится из оборота.
В отношении маркированной продукции введен разрешительный режим продаж. При каждой реализации кассовое ПО обращается в систему маркировки, где отсканированный код проходит проверку на валидность. Продажа разрешена только в том случае, если от «Честного ЗНАКа» получен положительный ответ.
Несмотря на то, что обязанность по печати и нанесению Data Matrix возложена на производителя, магазину также может понадобиться принтер этикеток. Например, если стикер с кодом утерян или поврежден при транспортировке, требуется перемаркировка товара.
За несоблюдение правил маркировки полагаются штрафы. Давайте посмотрим, сколько придется заплатить в зависимости от вида правонарушения.
Вид правонарушения |
Штрафы для граждан, руб. |
Штрафы для ИП, руб. |
Штрафы для юрлиц, руб. |
Отсутствие маркировки на товарах при производстве |
— |
5–10 тыс. |
50–100 тыс. |
Продажа и оборот продукции без маркировки |
2–4 тыс. |
5–10 тыс. |
50–300 тыс. |
Осенью 2024 года начинается маркировка и прослеживание пищевого растительного масла через систему «Честный ЗНАК». С 1 октября продукт в стекле и полимерной таре нельзя будет выпускать с заводов без кодов Data Matrix. С 1 февраля 2025 года аналогичное требование предусмотрено для растительного масла в других видах упаковки. С 1 ноября 2025 г. правила маркировки коснутся розницы — при продаже в магазине нужно сканировать средства идентификации и выводить из оборота через онлайн-кассу.
Рекомендуем подготовиться к маркировке заблаговременно, чтобы во «всеоружии» встретить новые требования.
Для нанесения кода на этикетке или крышке нужна свободная площадь около 13 × 13 мм. Точный размер и место нанесения можно определить после проведения опытных работ на предприятии.
Малым и микропредприятиям можно использовать функции личного кабинета. Большинству компаний требуется интеграция используемой товароучетной системы с личным кабинетом системы маркировки. В настройках программы учета нужно отметить, что ведется работа с маркированными товарами.
В коде Data Matrix содержится GTIN (14 цифр), индивидуальный серийный номер (13 символов), код проверки (обеспечивает проверку оригинальности средства идентификации).
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь по работе с маркировкой?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем выбрать подходящее решение для решения вашей проблемы.
Мы поможем подготовиться к маркировке, у нас есть все, что нужно!
В 2024 году на многие категории товаров на российском рынке уже наносят штрих-коды Data Matrix, но не для всех этапы маркировки пройдены. Некоторые виды продукции — на стадии эксперимента. А…
Маркировка для маркетплейсов ― одна из обсуждаемых тем в 2022 году. Популярность интернет-площадок набирает обороты и значимую долю ассортимента занимают товары с Data Matrix. Рассказываем об особенностях маркировки продукции для…
За отсутствие маркировки на товаре подлежащем обязательной цифровой маркировке в системе Честный Знак предусмотрена административная ответственность в виде штрафов, а при нарушениях в особо крупных размерах и уголовная ответственность. Размеры…
Цифровая маркировка товаров подразумевает нанесение специальных меток на каждую единицу продукции. Таким образом, государство получает возможность контролировать товарооборот и получать достоверные данные о производстве и реализации большинства категорий товарных групп….
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!