+7(499)703-15-51 Москва
+7 (800) 777-10-65 Регионы
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
|
|
Маркировка растительных масел: как работать с системой «Честный ЗНАК»

Маркировка растительных масел: как работать с системой «Честный ЗНАК»

Максим Демеш
8 июля 2024
531

В этой статье вы узнаете:

Эксперимент по маркировке пищевых растительных масел завершается 31 августа 2024 года, и уже на следующий день стартует обязательная идентификация этих товаров. Расскажем, как к ней подготовиться.

Сбис Маркировка товаров

Программа Сбис Маркировка товаров

Учет маркированных товаров, розничная торговля всеми товарами с обязательной цифровой маркировкой Честный Знак и автоматизация торговли.

Узнать подробности

Оглавление

Зачем нужна маркировка

С помощью кодов Data Matrix государство контролирует оборот товаров на российском рынке. Средство идентификации наносят на каждую товарную упаковку. Данные о любом движении продукта передаются в систему «Честный ЗНАК» — бизнесмены отчитываются о нанесении и вводе кодов в оборот, передаче товара контрагенту, продаже покупателю. Таким образом, государство отслеживает весь путь продукции по логистической цепочке — от производителя до конечного потребителя.

С помощью маркировки можно вывести «из тени» недобросовестных покупателей, очистить рынок от контрафакта и повысить качество продаваемых товаров.

Какое масло маркируют

Обязательной маркировке подлежат пищевые растительные масла:

Маркируют как нерафинированные, так и рафинированные растительные масла, их фракции. Предусмотрено нанесение кодов маркировки на маргарин, какао-масло, какао-жир.

Примечание! Как правило, код Data Matrix наносят на этикетку и размещают на корпусе бутылки. Так как у оливкового масла крышка часто закреплена и не отделима от бутылки, средство идентификации можно наносить на нее.

Производитель подбирает место для нанесения маркировки в зависимости от упаковки и способа продажи.

Какое масло не маркируется

Маркировке не подлежит растительное масло массой нетто до 30 граммов. Не нужно наносить коды Data Matrix на продукты животного и микробиологического происхождения. Также не маркируют БАДы на основе растительных масел.

Сроки маркировки растительного масла

В Постановлении Правительства РФ от 27.05.2024 № 676 об обязательной маркировке растительных масел утверждены сроки внедрения и правила работы с этой группой товаров. Согласно официальному документу:

  1. С 1 сентября 2024 г. — все участники оборота растительных масел регистрируются в системе «Честный ЗНАК».
  2. С 1 октября 2024 г. — маркировка продукта в стеклянной и полимерной упаковке.
  3. С 1 февраля 2025 г. — нанесение кодов Data Matrix на растительные масла, упакованные другими способами.
  4. С 1 ноября 2025 г. — передача данных о выводе продукта из оборота с помощью онлайн-кассы (при продаже).
  5. С 1 ноября 2025 г. по 31 октября 2026 г. — передача данных об обороте и выбытии товаров (кроме продаж) в форме объемно-сортового учета, обязательное использование ЭДО.
  6. С 1 ноября 2026 г. — поэкземплярный учет. Передача в «Честный ЗНАК» данных о каждой единице товаров, в том числе их коды Data Matrix.
Примечание! При объемно-сортовом учете участники рынка отчитываются в «Честный ЗНАК» следующим образом — передают в систему данные о партиях товаров (указывают коды GTIN и количество продукции, без Data Matrix).

Маркировка остатков не предусмотрена. Товары, произведенные до дня ее внедрения, можно продавать без кодов Data Matrix до завершения срока годности продукции.

Что потребуется для маркировки

Для работы с маркированными товарами все участники должны:

Кроме того, нужно приобрести специальное оборудование и установить программное обеспечение, интегрировать его с системой «Честный ЗНАК».

Это общие требования для всех участников маркировки. Далее рассмотрим, что нужно и как работать производителю, импортеру и рознице.

Маркировка для производства пищевых растительных масел

Маркировка начинается с производителя. Именно он заказывает и наносит коды маркировки на товары, вводит их в оборот. После регистрации в системе «Честный ЗНАК» производителю нужно подключиться к регистратору эмиссии — это программное обеспечение для генерации кодов Data Matrix, предоставляется оператором ЦРПТ бесплатно во временное пользование.

До 1 октября 2024 г. изготовитель должен вступить в Ассоциацию «ГС1 РУС», чтобы получить коды GTIN. Затем — описать свои товары в Национальном каталоге.

Примечание! GTIN — глобальный номер товарной продукции в единой международной базе товаров GS1. Является частью кода маркировки.

Дальнейшие действия производителя:

  1. Заказать коды Data Matrix на произведенные растительные масла через личный кабинет на сайте «Честный ЗНАК».
  2. При получении — распечатать средства идентификации и нанести на товары.
  3. Ввести коды в оборот — передать соответствующие данные в систему маркировки.

Для печати кодов Data Matrix нужно приобрести принтер этикеток. Желательно — термотрансферный. Пищевое растительное масло относится к товарам с долгим сроком реализации (как правило, 1 год). Термотрансферный принтер позволяет создавать этикетки, устойчивые к влаге, солнечным лучам и трению. Штрих-коды на них остаются читаемыми в течение нескольких лет.

Обратите внимание! Субъекты малого бизнеса вправе рассчитывать на компенсацию в размере 50% от затрат на приобретенный комплект оборудования для маркировки. Подробнее можно узнать на сайте «Честный ЗНАК».

При отгрузке маркированной продукции оптовику или сразу в розничную точку производитель формирует УПД — указывает в электронном документе перечень отправляемых товаров и их коды маркировки. Заверяет УКЭП. Данные о передаче прав собственности на продукт передаются в систему «Честный ЗНАК».

Маркировка для импортеров

Импортеры ввозят растительное масло зарубежных производителей для продажи на территории РФ. Эта продукция также должна быть промаркирована. Требования такие же, как для российских производителей — описать товары в Национальном каталоге и ввести коды в оборот.

Для средних и крупных импортеров оптимальное место маркировки иностранной продукции — зарубежное производство, где коды Data Matrix наносят в момент упаковки. Заказывает их импортер, а потом передает контрагенту в электронном виде. Также маркировку можно осуществлять до размещения растительного масла под таможенные процедуры.

Примечание! На зарубежную продукцию импортеру можно не получать GTIN российского формата, а пользоваться глобальными номерами иностранного производителя.

Как рознице работать с маркированными растительными маслами

Розница принимает растительное масло от поставщика и подтверждает УПД — заверяет электронной подписью. Товары поступают на баланс магазина, и их можно продавать покупателям. При реализации маркированного продукта кассир сканирует код маркировки с помощью 2D-сканера и проводит операцию через онлайн-кассу. Данные о проданном товаре передаются ОФД, а тот отправляет их в «Честный ЗНАК». Код Data Matrix выводится из оборота.

Обратите внимание! Используемая в магазине товароучетная система должна быть интегрирована с системой «Честный ЗНАК».

В отношении маркированной продукции введен разрешительный режим продаж. При каждой реализации кассовое ПО обращается в систему маркировки, где отсканированный код проходит проверку на валидность. Продажа разрешена только в том случае, если от «Честного ЗНАКа» получен положительный ответ.

Несмотря на то, что обязанность по печати и нанесению Data Matrix возложена на производителя, магазину также может понадобиться принтер этикеток. Например, если стикер с кодом утерян или поврежден при транспортировке, требуется перемаркировка товара.

Штрафы

За несоблюдение правил маркировки полагаются штрафы. Давайте посмотрим, сколько придется заплатить в зависимости от вида правонарушения.

Вид правонарушения

Штрафы для граждан, руб.

Штрафы для ИП, руб.

Штрафы для юрлиц, руб.

Отсутствие маркировки на товарах при производстве

5–10 тыс.

50–100 тыс.

Продажа и оборот продукции без маркировки

2–4 тыс.

5–10 тыс.

50–300 тыс.

Итоги

Осенью 2024 года начинается маркировка и прослеживание пищевого растительного масла через систему «Честный ЗНАК». С 1 октября продукт в стекле и полимерной таре нельзя будет выпускать с заводов без кодов Data Matrix. С 1 февраля 2025 года аналогичное требование предусмотрено для растительного масла в других видах упаковки. С 1 ноября 2025 г. правила маркировки коснутся розницы — при продаже в магазине нужно сканировать средства идентификации и выводить из оборота через онлайн-кассу.

Рекомендуем подготовиться к маркировке заблаговременно, чтобы во «всеоружии» встретить новые требования.

Частые вопросы

Loader image

Для нанесения кода на этикетке или крышке нужна свободная площадь около 13 × 13 мм. Точный размер и место нанесения можно определить после проведения опытных работ на предприятии.

Малым и микропредприятиям можно использовать функции личного кабинета. Большинству компаний требуется интеграция используемой товароучетной системы с личным кабинетом системы маркировки. В настройках программы учета нужно отметить, что ведется работа с маркированными товарами.

В коде Data Matrix содержится GTIN (14 цифр), индивидуальный серийный номер (13 символов), код проверки (обеспечивает проверку оригинальности средства идентификации).


Макс Демеш

Эксперт

Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания.

Максим Демеш

md@kassaofd.ru


Нужна помощь по работе с маркировкой?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем выбрать подходящее решение для решения вашей проблемы.

Подготовьтесь к маркировке с Мультикас

Мы поможем подготовиться к маркировке, у нас есть все, что нужно!

Онлайн-кассы

Онлайн-кассы

Перейти

Сканеры штрих-кодов

Сканеры штрих-кодов

Перейти

Электронная подпись для маркировки

Электронная подпись

Перейти

Программное обеспечение

Программное обеспечение

Перейти

Регистрация в Маркировке

Регистрация в Маркировке

Перейти

Принтеры этикеток

Принтеры этикеток

Перейти

Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Также читают:

Подпишитесь на рассылку

Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.

Остались вопросы?

Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!

Закажите обратный звонок Мы свяжемся с вами как можно скорее!
У вас есть вопрос? Напишите нам Мы ответим на ваш вопрос как можно скорее!
Выберете ваш город: Моего города нет в списке