В 2022 году обязательная маркировка продуктов питания распространяется на молочные изделия. Производители продолжают наносить средства идентификации на упакованную воду. Идет эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков, БАДов. До 2024 года в планах правительства внедрить маркировку в отношении всей продукции на российском рынке. В статье расскажем о правилах маркировки продуктов питания. Что делать тем, бизнесменам, для которых она уже началась, и как подготовиться тем, у кого еще все впереди.
Оглавление
Маркировка продуктов введена для борьбы с недобросовестными производителями, которые заполонили российский рынок своим контрафактом. Выгоду получают все участники:
Суть маркировки заключается в нанесении кодов Data Matrix на каждую единицу продукции, с помощью которых она прослеживается по логистической цепочке в системе «Честный ЗНАК» с момента производства и до продажи конечному потребителю. При передаче продуктов питания между собственниками (например, от производителя оптовику, от дистрибьютора рознице) формируются Универсальные передаточные документы (УПД). В них указаны наименования продукции и соответствующие ей коды Data Matrix. Во время продажи конечному потребителю идентификатор выводится из оборота через систему маркировки.
Обратите внимание! УПД формируются в электронном виде и передаются контрагентам через систему ЭДО.
Пищевая продукция ― продукты питания, предназначенные для употребления человеком в пищу в натуральном, обработанном или переработанном виде. Они могут быть животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения.
Где следить за ситуацией
Главные новости — в нашем Телеграме
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних новостей бизнеса и изменений законодательства
В 2022 году маркировке подлежат следующие продукты питания:
Категория продукции | Коды ТН ВЭД ЕАЭС | Коды ОКПД-2 |
Сыры | 0406 | 10.51 |
Мороженое и другие виды пищевого льда | 2105 00 | 10.52 |
Молочная продукция со сроком хранения свыше 40 суток |
0401 0402 0403 0404 0405 0406 2202 99 910 0 2202 99 950 0 2202 99 990 0 |
10.51 10.86.10.110 10.86.10.140 10.86.10.190 |
Молочная продукция со сроком хранения менее 40 суток |
0401 0402 0403 0404 0405 0406 2202 99 910 0 2202 99 950 0 2202 99 990 0 |
10.51 10.86.10.110 10.86.10.140 10.86.10.190 |
Природные минеральные воды (в том числе газированные) | 2201, включая 2201 10 | 11.07.11.110 |
Другие виды питьевой воды | 2201, включая 2201 90 000 0 |
11.07.11.120 11.07.11.130 11.07.11.140 11.07.11.150 |
Пока на этапе эксперимента:
Категория продукции | Коды ТН ВЭД ЕАЭС | Коды ОКПД-2 |
БАДы |
1210 20 900 0 1212 21 000 0 1504 10 100 0 1504 20 900 0 1515 90 890 0 1516 10 900 0 1517 90 990 0 1702 90 950 0 1806 31 000 0 1806 32 1806 90 700 0 1806 90 900 0 2101 12 920 1 2106 10 800 0 2106 90 580 0 2106 90 930 0 2106 90 980 1 2106 90 980 3 2106 90 980 8 2202 99 180 0 2936 |
10.89.19.210 |
Пиво (алкогольное и безалкогольное) |
11.05.10.120 11.05.10.130 11.05.10.110 11.07.19.129 11.05.10.160 |
2203 00 010 0 2203 00 090 0 2203 00 100 0 2202 91 000 0 2203 00 090 0 |
Сидр |
11.03.10.211 11.03.10.212 |
2206 00 310 0 2206 00 510 0 2206 00 510 0 |
Прочие напитки сброженные игристые | 11.03.10.210 | 2206 00 390 1 |
Прочие напитки сброженные неигристые (медовуха) |
11.03.10.213 11.03.10.219 |
2206 00 590 1 2206 00 890 1 |
Эксперимент по маркировке БАДов завершается 31 августа 2022 г., пива и слабоалкогольных напитков ― продлится до 28 февраля 2023 года.
Участники маркировки пищевой продукции регистрируются в системе «Честный ЗНАК». Перед этим нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Обратите внимание, что в 2022 году ИП и руководителям организации ее выдают в УЦ ФНС и доверенных лиц налоговой.
Сотрудники получают электронную подпись на физлицо в аккредитованных Удостоверяющих центрах (их список можно найти здесь) и заверяют рабочие документы с ее помощью, прилагая машиночитаемую доверенность. УКЭП нужна для регистрации в системе маркировки и в дальнейшем для подписи электронных документов. Также нужно подключиться к системе ЭДО (заключить договор с оператором электронного документооборота).
Обязанность по маркировке продуктов питания возложена на производителя или импортера (если речь идет о зарубежных товарах). Он описывает свою продукцию в системе мониторинга и заказывает коды Data Matrix в личном кабинете участника на сайте «Честного ЗНАКа». Иногда это нужно делать и рознице. Например, при перемаркировке или маркировке остатков.
Схема работы с маркированной пищевой продукцией на примере молока:
При продаже молока потребителю кассир в розничном магазине сканирует код на упаковке с помощью 2D-сканера. Данные поступают в онлайн-кассу и передаются ОФД. Тот выводит код из оборота ― отправляет соответствующую информацию в «Честный ЗНАК».
В 2022 году используются фискальные накопители ФН-М, а участники маркировки перешли на ФФД 1.2. Тем, кто только начинает работать с маркированной продукцией, стоит обновить прошивку и кассовую программу.
Если обновление версии ФФД происходит без замены фискального накопителя, нужно перерегистрировать онлайн-кассу, указав причину «Перерегистрация ККТ по другим причинам» и отметить, что кассовый аппарат используется для продажи маркированных товаров. Выбрать в настройках кассы ФФД 1.2.
На этикетке, размещенной на упаковке продуктов питания, должны быть следующие данные: наименование, состав, количество (масса, объем), дата, изготовления, срок годности, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя, рекомендации и (или) ограничения по использованию, показатели пищевой ценности. Если продукт подлежит обязательной маркировке, на его этикетке должен присутствовать код Data Matrix.
Если продукция продается на развес, ее код выводится из оборота при первой распаковке (например, головку сыра режут на кусочки и оборачивают пищевой пленкой). На каждый фасованный продукт распечатывают линейный штрихкод, который связан с общим кодом Data Matrix (данными о весе).
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь с подключением к системе маркировки?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем с подключением к системе Честный Знак.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Маркировка товаров в 2022 году в системе Честный Знак продолжается. Список дополнен новыми позициями. К товарам, подлежащим обязательной маркировке, присоединяются велосипеды, бутилированная вода, антисептики и прочая продукция. В данной статье…
Маркировка молочной продукции с 2021 года становится цифровой. Теперь на всю молочку наносится уникальный цифровой код, а вся работа ведется в информационной системе Честный Знак. Маркировать молоко и молочку в…
Маркировка питьевой воды в 2023 году носит обязательный характер для всех участников рынка. На носу новый этап, который стартует уже в ноябре этого года, но что он принесет предпринимателям? В…
Госдумой разработан законопроект № 972623-7, в котором предусматриваются новые штрафы по обязательной маркировке товаров. Документ приняли в первом чтении, но на данный момент проект еще не подписан. Рассмотрим изменения, внесенные…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!