По мнению Роспотребнадзора значимая часть косметической продукции и бытовой химии, поставляемая на российский рынок, является подделкой и не соответствуют сертификатам качества. Товары недобросовестных производителей могут наносить вред здоровью потребителей. Учитывая непростую ситуацию на рынке правительство РФ приняло решение внедрить обязательную маркировку косметики и бытовой химии чтобы прослеживать их движение по логистической цепи через систему «Честный ЗНАК». Расскажем, в какие сроки запланирован «пилотный» проект, что будут маркировать и как участникам рынка подготовиться к работе по новым правилам.
В этой статье вы узнаете:
Оглавление
Эксперимент по маркировке косметики и бытовой химии стартовал 15 января 2024 года и завершится 28 февраля 2025 года (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2405). Участие в нем добровольное. В рамках пилотного проекта:
Почти 10 тысяч компаний присоединились к эксперименту по маркировке косметики и средств бытовой химии. В рабочей группе пилотного проекта участвуют более 96 импортеров и 284 российских производителей, в том числе крупнейшие игроки отрасли, такие как «Юнилевер-Русь», AVON, «Арнест Косметикс», НТС «Градиент», Synergetic и другие.
Участники эксперимента «встретят» обязательную маркировку парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии «во всеоружии» — полностью подготовленными к работе.
На момент написания статьи точно неизвестно, когда будет обязательная маркировка косметики и бытовой химии — точные сроки огласят на сайте Честный ЗНАК по завершении эксперимента. Минпромторг России предлагает ввести ее с 1 марта 2025 года. Соответствующий проект постановления правительства РФ опубликован на федеральном портале. Предполагаем, что маркировать будут не сразу все товары, а с разницей в несколько месяцев.
Какая косметика подлежит маркировке:
Коды ТН ВЭД ЕАЭС |
Наименования товаров |
3304 |
Косметика, средства для макияжа и ухода за кожей (за исключением лекарственных). В эту категорию входят крема и спреи против или для загара, средства для маникюра или педикюра. Исключение: парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с антимикробным действием |
3305 |
Средства для волос |
3306 (за исключением 3306 20 000 0) |
Средства для гигиены полости рта либо зубов, в том числе фиксирующие порошки и пасты для зубных протезов |
3307 (исключения: 3307 41 000 0; 3307 49 000 0; 3307 90 000 1; 3307 90 000 2) |
Средства для и после бритья, дезодоранты, препараты для принятия ванн, удаления волос и другие парфюмерные, косметические или туалетные средства |
3401 |
Мыло, а также поверхностно-активные органические вещества и средства, применяемые в качестве мыла. Средства для мытья кожи в виде жидкости или крема. Бумага, вата, войлок или фетр и нетканые материалы, пропитанные либо покрытые мылом или моющим средством |
3402 50 000 0 3402 90* |
Моющие средства (включая вспомогательные моющие средства) и средства чистящие, содержащие или не содержащие мыло кроме компонентов и ингредиентов для промышленных целей |
Что касается бытовой химии, маркировке подлежат моющие и чистящие средства с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 3402 50 000 0 и 3402 90. Исключения: компоненты и ингредиенты, используемые в промышленных целях.
Не подлежит маркировке «Честный ЗНАК» уходовая косметика и средства бытовой химии, которые:
Коды маркировки можно наносить на такие упаковки косметических средств:
Упаковки для нанесения маркировки на средства бытовой химии:
Как правило, на упаковке достаточно выделить место 13 × 13 мм для размещения этикетки с кодом Data Matrix.
У косметической продукции и средств бытовой химии бывают упаковки, которые вызывают сложности при нанесении маркировки. А косметические карандаши и другие мелкие товары вообще могут поставляться без упаковки. И тогда, по логике, код Data Matrix придется наносить на саму продукцию (тот же карандаш). Но на ней мало места, а слишком мелкий штрих-код сканер может не считать. Производители раздумывают над этим вопросом, но пока сходятся во мнении, чтобы крепить к карандашу бирку для размещения этикетки с маркировкой. Для маленьких коробочек мыла весом 35 г и 50 г предлагают изменить дизайн упаковки или тоже добавить бирку.
Все, кто работает с маркированной продукцией, должны получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Также нужно заключить договор с оператором электронного документооборота — через ЭДО контрагенты обмениваются документами между собой и с системой маркировки.
Производители должны:
После этого продукцию можно отгружать оптовику или розничному магазину.
Рознице понадобится:
Для печати кодов маркировки используется принтер этикеток. Рекомендуем выбирать устройство с термотрансферным типом печати, так как оно способно создавать стойкие к внешним воздействиям этикетки. Например, АТОЛ ТТ42.
Рознице нужна онлайн-касса и 2D-сканер для считывания кодов маркировки. Пример модели ККТ: Эвотор 7.2. Для работы с маркировкой подходит 2D-сканер АТОЛ Impulse 12.
Для учета маркированных товаров рекомендуем использовать терминал сбора данных. Например, АТОЛ Smart.Slim. Вместе со специализированным софтом для ТСД применяется для автоматизации приемки, отгрузки, инвентаризации, комплектации товаров.
Нарушения законодательства в части маркировке косметический продукции и бытовой химии, как и других категорий товаров, влечет за собой административную, а в особо крупных случаях, и уголовную ответственность.
Так за перевозку, хранение, реализацию товаров без цифровых меток после внедрения обязательной маркировки штраф составит:
В крупных размерах штраф составит от 1 млн. руб с конфискацией товара и лишение свободы на срок до 5 лет
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь по работе с маркировкой?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем выбрать наилучшее решение вашей проблемы.
Мы поможем подготовиться к маркировке, у нас есть все, что нужно!
Цифровая маркировка разрабатывалась с целью контроля за товарооборотом. На каждую упаковку товара наносится уникальный код, по которому его можно идентифицировать в системе и отследить весь путь от начала и до…
Онлайн-касса — основной инструмент для передачи в систему «Честный знак» сведений о продаже маркированного товара. Рассмотрим порядок работы с маркированными товарами на кассе, а именно — как пробивать приемку и…
Ввод маркировки в оборот ― подача данных в «Честный ЗНАК» о готовности товара к обороту. Это следующая процедура после получения средств идентификации, печати и нанесения этикеток с Data Matrix на…
В РФ функционирует система обязательной маркировки некоторых товаров «Честный Знак». Список продукции, подлежащей маркировке, постоянно пополняется, а правила нанесения штрихкодов меняются с завидной регулярностью. Рассказываем, какие нововведения пришлись на 2025…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!