Исследования НИФИ, проведенные в 2022 году, показали, что доля незаконного оборота консервированной продукции на российском рынке достигла 40%. Часть производителей заменяет шпроты более дешевой рыбой. В некоторых продуктах присутствовал неприятный запах, что указывает на использование сырья низкого качества или нарушение технологии производства.
Учитывая все это, государство приняло решение: внедрить обязательную маркировку консервов, что позволит контролировать качество и отслеживать движение продукта на российском рынке.
В этой статье вы узнаете:
Оглавление
Обязательной маркировке подлежат консервированные продукты из:
Не маркируют консервы, которые:
Также не подлежат маркировке консервированные продукты массой 30 г и меньше.
Сроки внедрения маркировки консервов в России утверждены Постановлением Правительства РФ № 677 от 27.05.2024. С 1 сентября 2024 года все участники отрасли регистрируются в системе «Честный ЗНАК». Затем производители и импортеры:
С 1 октября 2026 года работа с Честным знаком — «забота» не только производителей и фермеров, но и представителей розницы. При продаже этих товаров конечным потребителям нужно передавать в «Честный ЗНАК» данные о выводе кодов маркировки из оборота с использованием онлайн-кассы.
До 30 сентября 2027 года ведется объемно-сортовой учет консервированной продукции. При каждой передаче собственности на партию маркированных консервов участник оборота передает в «Честный ЗНАК» сведения о коде GTIN и количестве единиц в товарной партии. При этом идентификаторы Data Matrix не указывает.
С 1 октября 2027 года — учет каждой единицы подконтрольного продукта. Требование касается всех участников рынка.
Начальный этап подготовки к работе по новым правилам у производителей и представителей розницы одинаковый. Нужно:
Получить УКЭП.
Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
Заключить договор с оператором электронного документооборота (ЭДО).
Дальнейшие шаги для изготовителя и торговой организации различаются.
Производитель — участник оборота маркированных товаров, ответственный за нанесение на них кодов маркировки. Ему нужно:
У представителя розницы все проще. Если ранее он не работал с маркированными товарами, после регистрации в системе маркировки и подключения ЭДО ему нужно обновить прошивку онлайн-кассы до актуальной версии. Для продаж продукции с кодами Data Matrix используется ФФД 1.2. Также представителю розницы нужно заключить договор с ОФД, чтобы оператор передавал данные о проданных маркированных товарах в «Честный ЗНАК» — их коды будут выводиться из оборота автоматически, без участия пользователя.
Для печати кодов маркировки нужен принтер этикеток. Рекомендуем приобрести термотрансферное устройство. С его помощью можно создавать стикеры, устойчивые к влаге, трению и солнечным лучам. Штрих-коды на них остаются четкими и читаемыми для 2D-сканера весь срок реализации консервов. Пример модели термотрансферного принтера — TSC TE200.
Розничному магазину понадобится:
Для мобильной автоматизации учета маркированных консервов на складе или в торговом зале рекомендуем использовать терминал сбора данных (АТОЛ Smart.Slim) со специализированным софтом.
Схема движения по логистической цепочке одинаковая для всех маркированных товаров. Рассмотрим самый короткий путь — без участия оптовика:
При использовании консервированной продукции исключительно для внутреннего потребления (например, для питания сотрудников в офисе), организация не считается участником оборота этих товаров. Ей не нужно регистрироваться в Честном Знаке и выводить товар из оборота при покупке. Это делает продающая сторона.
Рестораны и кафе работают с консервами по такой же схеме, как другие участники оборота. Нужно зарегистрироваться в ГИС МТ. С 1 октября 2026 года — передавать данные о перемещении товаров в «Честный ЗНАК» через ЭДО. При использовании продукции для приготовления блюд — выводятся коды маркировки из оборота через личный кабинет участника с указанием причины.
На этапе эксперимента коды Data Matrix предоставлялись бесплатно. С даты внедрения обязательной маркировки — платно. Стоимость одного средства идентификации составляет 0,5 рублей без учета НДС.
Если немаркированные рыбные консервы или консервированные морепродукты произведены или ввезены в РФ до 1 декабря 2024 г., вы имеете право реализовать их до окончания из срока годности.
То же касается консервации из мяса, грибов, плодоовощей, ягод и фруктов, произведенных или импортированных до 1 марта 2025 года.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь по работе с маркировкой?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем выбрать подходящее решение для решения вашей проблемы.
Мы поможем подготовиться к маркировке, у нас есть все, что нужно!
С 1 сентября 2024 года обязательная маркировка молочной продукции «добралась» до фермерских хозяйств. Теперь они не наблюдают за этим процессом со стороны, а принимают в нем непосредственное участие. Давайте разбираться,…
В 2025 году на многие категории товаров на российском рынке продолжают наносить штрих-коды Data Matrix, но не для всех этапы маркировки пройдены. Некоторые виды продукции — на стадии эксперимента. А…
С 1 апреля 2023 года началась маркировка пива в системе Честный Знак. Нововведение затронуло работу всех участников оборота пива и слабоалкогольных напитков. Теперь отчитываться по пиву нужно не только в…
За отсутствие маркировки на товаре подлежащем обязательной цифровой маркировке в системе Честный Знак предусмотрена административная ответственность в виде штрафов, а при нарушениях в особо крупных размерах и уголовная ответственность. Размеры…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!