С 1 ноября 2023 года введён запрет на ввоз в страну немаркированной продукции определенных товарных групп. Для юрлиц и ИП, занимающихся ввозом товаров в Россию, разработан порядок маркировки и предусмотрены штрафы за её отсутствие. В этой статье мы расскажем, как импортеру работать с маркировкой Честный Знак при ввозе товаров, произведенных за рубежом.
Оглавление
Все товарные группы, прослеживаемые национальной системой маркировки, проходят 2 этапа:
На этапе эксперимента выстраиваются оптимальные схемы внедрения маркировки в бизнес-процессы всех участников оборота маркированной продукции — производителей, импортеров, оптовиков и розницы.
Обязательный этап утверждается законодательно и подразумевает ответственность за несоблюдение правил работы с “Честным Знаком”.
Чтобы точно знать, подлежит ли конкретный вид товара прослеживаемости в системе, воспользуйтесь опцией поиска по ТН ВЭД или ОКПД2 такого товара на официальном сайте честныйзнак.рф
На начало 2024 года системой «Честный Знак» контролируется 16 распространённых категорий товаров, произведённых за пределами России. В перечень входит:
Нанесение кодов маркировки на товары данных групп обязательно.
Экспериментальный этап маркировки товара при импорте в Россию — это добровольное нанесение кодов и передача сведений в базу системы «Честный Знак». Штрихкоды выпускаются и выдаются участникам оборота бесплатно.
По итогам проведённого эксперимента выстраивается схема работы и разрабатываются правила маркировки.
Для большинства этих товаров дата начала обязательной маркировки ещё не установлена. Планируется к запуску в течение 2024 года и новый эксперимент — маркировка печатной продукции: книги, брошюры, листовки.
Дата окончания эксперимента |
Категории товаров |
до 31.03.2024 г. |
|
до 31.08.2024 г. |
|
до 01.12.2024 г. |
|
до 25.02.2025 г. |
|
до 28.02.2025 г. |
|
УКЭП можно получить бесплатно в ФНС по месту осуществления деятельности. Электронная подпись должна быть оформлена на ИП или руководителя организации-импортера.
Необходимо установить СКЗИ для работы с подписью на тот компьютер, где вы будете работать с личным кабинетом.
После того, как вы заполните все требуемые данные вашей организации, нужно будет описать товары,которые вы планируете ввозить в РФ, в Национальном Каталоге. Это делается путем регистрации специальных карточек товаров.
Если вы являетесь членом ассоциации ГС1 РУС, то вы сможете загрузить свои товары из каталога ГС1. В реестр Национального Каталога будут загружены карточки товаров, которые вы создавали в ГС1, и которые содержат ТН ВЭД.
ГС1 РУС — это российское представительство компании GS1, которая разрабатывает международные стандарты учета и штрихкодирования товаров.
Вступить сюда потребуется только тем импортерам, которые не используют международные коды, и хотят генерировать коды в российском диапазоне (460-469).
Если вы импортируете товары с использованием международных кодов GTIN, вступать в российское представительство не обязательно.
Для вступления в ассоциацию ГС1 РУС, вы можете заполнить анкету, которая доступна в Национальном Каталоге вашего ЛК оператора ЦРПТ. Регистрация происходит в течение 2-х часов.
По итогу вам присваивается регистрационный номер предприятия GSP, и глобальный идентификационный номер GLN.
Подключение к ЭДО потребуется для обмена электронными документами с вашими контрагентами (производителями, экспортерами, розницей). Операторы ЭДО должны быть аккредитованы ФНС.
При небольшом документообороте (менее 2000 исходящих накладных в течение года) целесообразнее использовать Лайт-сервис, интегрированный в личный кабинет сервиса «Честный Знак». Это бесплатная версия, но её возможности ограничены по сравнению с базовой. Услуги сторонних платформ ЭДО платные.
Если вы собираетесь не только ввозить, но и реализовывать импортируемую продукцию в России, также заключите договор с оператором ОФД.
После подписания договора с оператором ЦРПТ вам присваивается лицевой счет по каждой группе товаров, с которой вы работаете. Сюда же относятся группы, находящиеся на этапе добровольной маркировки.
Стоимость одного кода маркировки (КМ) — 50 копеек без учета НДС или 60 коп. с НДС.
Сумма пополнения = кол-во КМ*60 коп.
Делается это в СУЗ — станции управления заказами вашего личного кабинета. При заказе КМ вы указываете “Ввезен в РФ” в способе выпуска товаров в оборот.
На каждую единицу товара должен быть нанесён Data Matrix код. Не имеет значение — кто это сделает, производитель импортируемого товара или оператор, который осуществляет перевозку товарной партии через границу.
Коды маркировки распечатываются на соответствующих этикетках, называемых средствами идентификации.
Их наносят на потребительскую упаковку каждого товара, а агрегированные коды — на транспортную упаковку или набор. Допускается наносить их наборным методом с помощью принтера этикеток или этикет-пистолета.
При ввозе товаров из стран, не входящих в ЕАЭС, импортеру необходимо:
Если товары не упакованы в транспортную упаковку, то в декларации указываются коды для потребительской упаковки.
Если же ввоз производится в агрегированной транспортной упаковке, в декларации на товары указывается КИТУ — код идентификации транспортной упаковки или АТК — агрегированный таможенный код.
Уточняющие инструкции вы найдете в обучающих материалах.
После того, как товары были ввезены на территорию РФ, импортер может ввести их в оборот. В Личном кабинете ГИС МТ на вкладке Ввод в оборот выберите.
При импорте с ФТС указываются дата и номер декларации о товарах. Также загружаются коды маркировки товаров, указанных в декларации. Товары будут введены в оборот с момента, когда из таможенной службы придет информация по указанными декларациям и кодам идентификации в них.
В оборот будут введены только те товары, по которым таможня дает положительное решение о выпуске.
При импорте с Трансграничной торговли также указываются коды ТН ВЭД и сведения о разрешительной документации — Сертификате или Декларации соответствия.
После успешного подписания документа с помощью электронной подписи коды маркировки сменят статус на “В обороте”. С этого момента данные товарные группы считаются введенными в оборот и готовы к реализации.
В странах ЕАЭС есть свои национальные системы маркировки, и порядок импорта определяется степенью взаимодействия Честный Знак с этими операторами. Рассмотрим три варианта работы с маркировкой при ввозе из стран-членов ЕАЭС
Порядок действий импортера следующий:
При таком варианте производитель-экспортер самостоятельно описывает товар в Национальном каталоге.
Он же заказывает коды маркировки у оператора ЦРПТ и передает своему национальному оператору сведения о трансграничном перемещении товара.
В ГИС МТ экспортер совершает “Отгрузку при трансграничной торговле” импортеру в РФ. Импортер в РФ принимает или отклоняет входящую Отгрузку при помощи документа “Приемка”.
Экспортер самостоятельно проводит нанесение национальных кодов маркировки на товар и в ГИС МТ проводит “Отгрузку при трансграничной торговле” импортеру.
Импортер проводит Приемку данной товарной партии после того, как товар пересек границу страны.
Базовый перечень включает следующее оборудование:
При поставках одежды в больших масштабах удобнее всего использовать этикет-пистолеты.
Штраф за отсутствие регистрации в «Честном Знаке» зависит от статуса нарушителя:
Импорт, сбыт и хранение продукции с поддельным кодом независимо от статуса повлечёт штраф в размере до 300 000 рублей, возможно и лишение свободы на срок 3-6 лет.
Также лишение свободы до пяти лет (либо штраф до 1 миллиона рублей) возможны при работе с крупными партиями немаркированных товаров.
На каждую единицу товара до пересечения границы и прохождения таможни должен быть нанесён код маркировки.
Конкретные этапы зависят от вида импортируемой продукции, но общая схема практически едина для большинства товаров:
При импорте товаров следует учитывать, из какой страны ввозится продукция. Если страна-экспортёр входит в состав Евразийского Сообщества, таможенные процедуры проще и быстрее, информация о маркировке автоматически передаётся в «Честный Знак».
При ввозе товаров из прочих государств потребуется зафиксировать сведения о маркировке в графе 31 таможенной декларации. Код в этом случае необходимо нанести перед помещением груза под таможенную процедуру. Это может быть выполнено как непосредственно на производстве товара, так и перед пересечением границы.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь по работе с маркировкой?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем выбрать подходящее решение для решения вашей проблемы.
Мы поможем подготовиться к маркировке, у нас есть все, что нужно!
Ввод маркировки в оборот ― подача данных в «Честный ЗНАК» о готовности товара к обороту. Это следующая процедура после получения средств идентификации, печати и нанесения этикеток с Data Matrix на…
В РФ функционирует система обязательной маркировки некоторых товаров «Честный Знак». Список продукции, подлежащей маркировке, постоянно пополняется, а правила нанесения штрихкодов меняются с завидной регулярностью. Рассказываем, какие нововведения пришлись на 2024…
С 2022 года действуют новые правила маркировки в общепите. Речь идет о маркируемых молочных продуктах и упакованной воде. Правда, для представителей сегмента HoReCa не все так однозначно. В некоторых случаях…
Маркировка товаров Честный Знак продолжает внедряться в 2020 году. Введение новой системы контроля началось еще в 2019 году. К 2024 планируется повсеместно внедрить маркировку на все группы товаров. В 2020…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!