В 2025 году стартует обязательная маркировка бакалейной продукции. На эти товары будут наносить коды Data Matrix, а их движение — прослеживаться через систему «Честный ЗНАК».
В этой статье вы узнаете:
Оглавление
Обязательной маркировке подлежат отдельные виды бакалейной продукции:
Не подлежит маркировке и прослеживанию через «Честный ЗНАК» следующая бакалейная продукция:
Для определения продукции, подлежащей обязательной маркировке, следует руководствоваться одновременно кодом ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД-2.
Если говорить точнее, не нужно маркировать товары с такими кодами:
Эксперимент по маркировке бакалейной продукции завершается 28 февраля 2025 года. На следующий день вступают в силу требования по обязательной идентификации этих товаров.
Сроки и этапы маркировки бакалеи:
Когда |
Кому |
Что делать |
С 1 марта 2025 |
Все участники рынка |
Регистрируются в системе «Честный ЗНАК» |
С 1 мая 2025 |
Производители |
Наносят коды Data Matrix на снековую продукцию |
С 1 июля 2025 |
Наносят средства идентификации на соусы, специи, приправы, пряности, сухие бульоны, супы, уксус |
|
С 1 сентября 2026 |
Представители розницы |
Сканируют коды маркировки при продаже бакалеи и выводят из оборота через онлайн-кассу |
С 1 сентября 2026 по 30 ноября 2027 |
Все участники рынка |
Ведут объемно-сортовой учет бакалеи. При каждой операции с этими товарами, кроме розничной продажи, передают в «Честный ЗНАК» данные о кодах GTIN и количестве единиц. При этом средства идентификации (Data Matrix) могут не указывать |
С 1 декабря 2027 |
Все участники рынка |
Ведут поэкземплярный учет бакалеи. Передают в систему маркировку данные о каждой единице товаров, указывают коды Data Matrix |
Остатки товаров (приобретенные до даты внедрения обязательной маркировки) можно не маркировать. Разрешено продавать их до завершения срока годности.
В качества средства идентификации для обязательной маркировки бакалеи по традиции используется код Data Matrix. На фото ниже представлены виды упаковок бакалейной продукции для его нанесения:
В магазине и на рынке часто продают специи на развес. Как правило, это импортная продукция, которая перевозится не в потребительской упаковке, а в транспортной — металлических, картонных коробках или в двойных мешках.
Упаковки, куда насыпают такие специи при продаже, можно не маркировать. Это еще одно исключение в отношении обязательной идентификации бакалейных товаров. Что делать с тарой, из которой высыпаются специи — об этом примут решение по завершении эксперимента. Скорее всего, ее также не будут маркировать, так как она рассматривается как транспортная упаковка и не предназначена для продажи конечному потребителю.
Еще одна особенность маркировки бакалеи — использование упаковок со скользящей или гибкой поверхностью. На некоторых, например, дой-паках, этикетка с кодом может плохо держаться. Производителям и импортерам следует заранее подобрать способ нанесения стикера на такую упаковку.
Для работы с маркированной продукцией ИП и юрлица должны:
Производителям нужно присоединиться к Ассоциации «ГС1 Рус», что позволит им получить коды GTIN. Имейте в виду, без них невозможно заказать средства идентификации.
Далее производители описывают товары в Национальном каталоге, войти в него можно прямо из личного кабинета на сайте «Честный ЗНАК». Заказывают коды маркировки, печатают их и наносят на продукцию. Вводят в оборот — передают соответствующие данные в систему мониторинга.
Рознице требуется обновить кассовое ПО до последней версии, заключить договор с ОФД, чтобы оператор передавал данные в «Честный ЗНАК» при продаже бакалеи с маркировкой. В этом случае коды товаров будут выводиться из оборота автоматически — без участия кассира.
Разрешительный режим внедряется на кассах поэтапно. Когда он коснется бакалейной продукции, пока неизвестно. Но есть высокая вероятность того, что это произойдет в 2025 году.
Суть разрешительного режима заключается в следующем. При каждой продаже маркированного товара кассовое ПО обращается в систему мониторинга для проверки валидности кода Data Matrix. Если он уже выведен из оборота, у продукции истек срок годности или имеются другие весомые причины, «Честный ЗНАК» отказывает в продаже.
Для подготовки кассы к работе в разрешительном режиме нужно:
В завершении расскажем, какое оборудование и ПО понадобится для работы с маркировкой.
Если производитель не пользуется услугами типографии и печатает коды маркировки самостоятельно, ему понадобится принтер этикеток. Рекомендуем приобрести термотрансферный (например, TSC TE200) — он позволяет создавать стикеры со штрих-кодами, устойчивыми к трению, влаге, солнечным лучам. Код на такой этикетке будет читаем для 2D-сканера в течение нескольких лет.
Для продажи маркированных товаров необходимо такое оборудование:
Для учета продукции на складе, производстве или в магазине — ТСД (например, АТОЛ Smart.Slim). Для автоматизации бизнес-процессов нужно установить на ТСД специализированный софт: DataMobile или Mobile SMARTS.
Что касается товароучетной программы, рекомендуем использовать одну из конфигураций «1С» или СБИС. Например, «1С:Розница» — для магазина, «1С:Комплексная автоматизация» — для производственной компании.
Программа Сбис Розница покроет все необзодимые функции автоматизации — поддержку ОФД и ЕГАИС, рабочее место кассира, товароучет, складской учет и бухгалтерию, закупки, статистику и отчетность по продажам, отчеты в госорганы. Чтобы сэкономить еще больше и приобрести сразу все в комплексе, рекомендуем воспользоваться нашим комплектом автоматизации розницы Сбис Старт.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь по работе с маркировкой?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем выбрать подходящее решение для решения вашей проблемы.
Мы поможем подготовиться к маркировке, у нас есть все, что нужно!
Ввод маркировки в оборот ― подача данных в «Честный ЗНАК» о готовности товара к обороту. Это следующая процедура после получения средств идентификации, печати и нанесения этикеток с Data Matrix на…
Чтобы работать с товарами, подлежащими обязательной маркировке и прослеживанию через систему «Честный ЗНАК», нужно внедрить автоматизацию на предприятии. То есть использовать специализированные устройства и программное обеспечение. В нашей сегодняшней статье…
С 2022 года действуют новые правила маркировки в общепите. Речь идет о маркируемых молочных продуктах и упакованной воде. Правда, для представителей сегмента HoReCa не все так однозначно. В некоторых случаях…
С 2022 года произошли серьезные изменения в сфере маркировки — внедрен объемно-сортовой учет. С 1 сентября он касается молочной продукции, с 1 ноября — упакованной воды. В процесс маркировки, кроме…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!