Касса самообслуживания — устройство для автоматизации торговли, альтернатива традиционным кассам. Она работает по технологии КСО (или SCO — self check-out). Это когда покупатель обслуживает себя сам — сканирует товары, тут же оплачивает их картой или наличными и получает чек в бумажном или электронном виде. Кассир вроде как и ни при чем.
Давайте разберемся, почему онлайн-касса самообслуживания — это тренд, и о ней нужно знать любому владельцу магазина или заведения общепита.
Оглавление
Самостоятельные покупки (self-shopping) распространились на Западе примерно 30 лет назад. На сегодняшний день их успешно используют в продуктовых и непродуктовых розничных магазинах, на предприятиях общепита и сферы услуг. Особенно востребованы кассы самообслуживания в супермаркетах, где большой поток покупателей и подобные устройства помогают разгрузить кассиров, а розничная точка при этом не теряет прибыли.
Когда же появились кассы самообслуживания в России? Тренд на них начался примерно в 2018 году. Сегодня через автоматическую кассу самообслуживания в пиковые дни проходит до 70% покупателей магазина. В период пандемии спрос на них увеличился на 25%. Что самое удивительное, пожилые люди не отстают от прогресса и с удовольствием посещают зоны касс самообслуживания. По их словам, им нравится, что можно без спешки перепроверить свой чек. В подтверждение приводим данные статистики:
Это статистика постоянных пользователей. А есть еще покупатели, которые периодически пользуются КСО в зависимости от размера очереди или количества покупок. Сами ритейлеры говорят, что электронные кассы самообслуживания для них тоже выгодны, так как увеличивают трафик и скорость обслуживания посетителей магазина. Если посмотреть на мировую практику, у российских бизнесменов не должен стоять вопрос: ставить или нет КСО. Несмотря на это, некоторые владельцы магазинов у дома относятся скептически к внедрению касс самообслуживания. Они считают, что это слишком дорого и роскошно для торговых точек такого формата.
Есть несколько причин, почему бизнесмены боятся внедрять кассы самообслуживания на своих предприятиях:
Все опасения разбиваются об успешный опыт тех, кто уже установил себе кассу самообслуживания.
Разберемся, из чего состоит касса самообслуживания. Она устроена так же, как любая POS-система. Ее основные составляющие:
Некоторые модели оснащены устройством для приема и выдачи наличных денег. Покупатель сможет расплачиваться купюрами и монетами и получать сдачу.
Посмотрим, как работает касса самообслуживания. В принципе, как обычная онлайн-касса, но без участия кассира. Поэтапно это происходит таким образом:
Некоторые модели касс умеют обрабатывать скидочные карты и карты лояльности. Обычно в зоне самообслуживания присутствует сотрудник магазина, который следит за процессом и оказывает покупателям помощь, если те в ней нуждаются. Если клиент вызывает подозрение, может попросить его показать чек, чтобы свериться с покупками.
В большинстве случаев производители касс самообслуживания предлагают уже готовые решения. Вы также можете выбрать поставщиков, которые собирают устройство по индивидуальному заказу. В этом случае владелец магазина решает, какие опции пригодятся в комплекте. Чтобы определиться с выбором модели оборудования, составьте примерный портрет своего покупателя и проанализируйте работу торговой точки. Важны следующие данные:
Ответив на эти вопросы, бизнесмен сможет иметь представление, какая ему нужна касса самообслуживания.
Устройства делятся на два вида: настольные и напольные. Посмотрим, чем они отличаются.
Напольная касса представляет собой комплекс устройств, которые собраны в единую конструкцию. Такая безоператорная касса предназначена для напольной установки, отличается громоздкостью, имеет большой сенсорный экран (как правило, с диагональю 15–19 дюймов).
Напольная КСО — подходящий вариант для крупных торговых сетей. Она включает все, что нужно для полноценного самообслуживания клиентов, в том числе видеонаблюдение и прием наличных. Средняя стоимость кассы самообслуживания напольного типа — 300–700 тыс. рублей. Вряд ли ее может себе позволить малый бизнес.
Настольная касса самообслуживания устанавливается на столе или крепится к стене. Она представляет собой набор устройств, не собранных в едином корпусе. Преимущество такой кассы самообслуживания состоит в том, что все ее компоненты взаимозаменяемые. Вы можете самостоятельно собрать устройство, подстроив его под нужды вашего бизнеса.
Настольная КСО включает сенсорный монитор, POS-терминал, сканер штрихкодов (встроенный или отдельный) и принтер чеков. Она подходит для небольших магазинов, где нет места для установки крупного устройства. Средняя цена — около 200 тыс. рублей.
Рассмотрим несколько моделей аппаратов — касс самообслуживания POScenter.
Наименование модели |
Описание |
---|---|
Напольная КСО с тумбой, встроенным сканером штрихкодов и весами. Работает на базе процессора Intel Core i5-5200u. Размер ОЗУ — 8 ГБ, SSD — 240 ГБ. Выдерживает в режиме высоких нагрузок и больших очередей. Касса самообслуживания оснащена встроенным биоптическим сканером штрих-кодов Datalogic 9300i с платформой для взвешивания, сенсорным экраном на 21,5 дюйма с разрешением 1920×1080 пикселей. Есть держатели фискального регистратора и банковского терминала (сами устройства можно заказать отдельно), полка для корзинок. Поддерживает ОС: Windows 10 IoT и POSReady |
|
Модель имеет настенное крепление, напольную подставку и может монтироваться к прилавку. КСО работает на базе процессора Intel Core i5-5200u. Размер ОЗУ — 8 ГБ, SSD — 240 ГБ. Рассчитана на супермаркеты и гипермаркеты со средними и высокими нагрузками. Оснащена сенсорным экраном с разрешением 1920×1080 пикселей, сканером штрихкодов. Опционально можно добавить банковский терминал и фискальный регистратор |
|
КСО используется в супермаркетах и гипермаркетах с высокой и средней проходимостью. Работает на базе процессора Intel Core i5-5200u. Рассчитана на высокие нагрузки. Объем ОЗУ — 8 ГБ, SSD — 128 ГБ. КСО совместима с ОС Windows 10 IoT и POSReady. Оснащена большим сенсорным дисплеем с диагональю 32 дюйма и разрешением 1920×1080 пикселей. Устанавливается на подставку или крепится к стене. В комплекте есть фискальный регистратор Ритейл Комбо-01Ф — печатает чеки шириной 80 мм. Скорость печати — 220 мм/с. Имеет встроенный сканер штрихкодов |
|
Касса самообслуживания высокой производительности. Подходят для супермаркетов и гипермаркетов. Работает на базе процессора Intel Core i5-5200u. Объем ОЗУ — 8 ГБ, SSD — 240 ГБ. Поддерживает ОС Windows 10 IoT и POSReady. Оснащена сенсорным экраном с диагональю 21,5 дюйма, встроенным сканером штрихкодов, торговыми весами с пределом взвешивания до 15 кг. Фискальный регистратор не входит в комплект (устанавливается отдельно) |
Вы можете приобрести любую из вышеперечисленных касс самообслуживания и сопутствующее программное обеспечение в компании Мультикас.
До сих пор значимая часть предпринимателей предпочитает пользоваться обычными онлайн-кассами, а не КСО. На то есть несколько причин. Рассмотрим возможные проблемы касс самообслуживания:
Все эти проблемы можно решить за счет подключения необходимой периферии, правильного выбора системы и ее профессиональной настройки. Не менее важно, чтобы в зоне самообслуживания присутствовали компетентные сотрудники, готовые в любой момент прийти на помощь покупателю.
Ритейлеры, заинтересованные в самостоятельных покупателях, устанавливают в своих магазинах КСО. Плюсы кассы самообслуживания для владельцев торговых точек:
Преимущества для покупателей:
Недостатки КСО:
Но эти минусы — ничто по сравнению с теми преимуществами, которые обеспечивает ритейлерам и их клиентам касса самообслуживания.
Стоимость кассы самообслуживания для продуктового магазина зависит от вида, модели и бренда устройства. Многофункциональная напольная КСО обходится в среднем до 700 рублей. Компактная настольная касса самообслуживания — до 200 тыс. рублей.
Покупатель может обмануть кассу самообслуживания, просто не пробив какую-либо позицию. Над КСО обычно устанавливается видеокамера и рядом присутствует сотрудник магазина, который следит за тем, как покупатели пробивают покупки. Это значительно снижает риск воровства или обмана. Кроме того, каждая касса сопряжена с весами. Пробивая весовой товар, его нужно поставить на весы, иначе к другой позиции нельзя перейти.
Да, КСО используется в сфере услуг. Никаких ограничений по применению касс самообслуживания в зависимости от сферы деятельности или формата предприятия не существует — их можно установить в любом магазине, ресторане или кафе, компании сферы услуг или аптеке. Через них можно продавать любые товары: штучные, весовые, алкоголь любой крепости, маркированные товары.
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь в подборе кассы самообслуживания?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и подберем оборудование под ваши потребности.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Прикассовая зона в магазине ― часть торговой точки, где покупатель ожидает свою очередь, чтобы расплатиться за покупки. При правильном оформлении этого участка происходит стимуляция клиента для еще больших трат. Происходят…
Автоматизация магазина продуктов решает сразу несколько проблем. В неавтоматизированной торговой точке руководитель часто сталкивается с ошибками сотрудников при учете товара, обусловленными человеческим фактором. Ручное обслуживание клиентов снижает скорость и эффективность…
Автоматизация продаж в магазине ― это не веяния моды, а способ облегчить работу и удержаться на плаву в условиях повышенной конкуренции. Автоматизированный учет требуется на каждом этапе: от планирования закупок…
Автоматизация розничной торговли — современный технологический процесс для контроля успешного бизнеса, который поможет сделать бизнес прибыльным и процветающим. Нужно понимать, что прогресс предназначен как раз для таких простых вещей, как…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!