Подключиться к ЕГАИС необходимо всем заведениям общественного питания реализующим спиртосодержащие напитки. ЕГАИС представляет собой государственную информационную систему по учету алкоголя. Все бары, рестораны, кафе и другие точки общепита должны вести учет спиртных напитков по закону. В нашей статье расскажем, как правильно вести учет алкогольной продукции в общепите, работать с ЕГАИС и перечислим, что для этого понадобится.
Оглавление
Федеральный закон №171 от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» устанавливает ряд требований к организациям общественного питания реализующим алкоголь.
Напомним, что согласно требованиям текущего законодательства все организации общепита должны соблюдать базовые правила продажи алкогольных напитков: не продавать спиртосодержащие напитки несовершеннолетним и др.
Для подключения к ЕГАИС общепиту необходимо:
Для того, чтобы начать продавать алкоголь с ЕГАИС общепиту необходимо:
При работе с алкогольными напитками в ЕГАИС учитывается движение товара на всех этапах:
Продавцы алкоголя перед отгрузкой партии товара подают в ЕГАИС электронные накладные (вид ТТН). В этих документов для крепкого алкоголя необходимо указать марки каждой бутылки партии. Если же продается пиво или пивные напитки, то в документ вносится информация о количестве бутылок или иного вида тары. При приемке партии товара организация-покупатель открывает пришедший в ЕГАИС электронный документ и сверяет данные с фактическими. При приемке крепкого алкоголя проверяется соответствие акцизных марок (предпочтительно сканировать каждую марку). После проверки итоговый результат подается в систему. Если все хорошо, то оформляется акт подтверждения закупки. Если ведется частичная приемка, то оформляется акт разногласий (в ТТН и фактической партии товара есть расхождения) в котором указывают лишние марки или те, которых не хватает. Если же нужно оформить возврат, то оформляется акт отказа.
Важно! С 2021 года электронные ТТН нужно обрабатывать в тот день, когда ведется фактическая приемка товара. Теперь ЕГАИС будет контролировать сроки, в течение которых документы висят на подтверждении. Если отгрузочные документы висят «в пути» более 2-х месяцев, то партия товара будет возвращена на баланс отправителя. Отправляющая организация имеет право пожаловаться в Росалкогольрегулирование, а на недобросовестного получателя могут повесить штраф по КоАп РФ: от 10 000 ₽ для сотрудников и предпринимателей, от 150 000 ₽ для организаций. Рекомендуем проверять ТТН по факту приемки товара от поставщика.
Чтобы упростить работу с закупками лучше всего использовать профильное программное обеспечение для работы с ЕГАИС и алкоголем, например: Контур.Маркет ЕГАИС, МТС Касса, СБИС Розница ЕГАИС и др. Почему лучше использовать специализированное ПО:
После того, как партия товара принята, нужно оприходовать бутылки. Что это значит:
Если приемка будет проведена с помощью товароучетного сервиса МТС агрегированными партиями ─ сканированием штрихкода на запечатанной упаковке, крепкий алкоголь автоматически встанет на учет в разрезе марок.
С 2021 года общепитом ведется помарочный учет алкоголя по ЕГАИС 3.0. Второй регистр для крепкого алкоголя больше не используется. Также запрещено перемещать бутылки старых партий на 1 и 3 регистры. Что касается пива и пивных напитков, то их учет в общепите по-прежнему ведется на регистре 1 и 2.Для оприходования товара его перемещаются на склад (это первый регистр), а для розничных продаж в магазин (регистр 2).
При работе с крепкими и слабоалкогольными спиртными напитками общепиту рекомендуется особенно тщательно следить за остатками в ЕГАИС и точке продаж. Зачем это нужно? В ходе работы, если не контролировать остатки и не работать с расхождениями, разница между фактическими объемами и теми, что в системе будет расти. За это на вас могут наложить крупный штраф. Именно поэтому важно приводить остатки в системе ЕГАИС в соответствие с фактическими. Что для этого нужно:
Для проведения процедуры требуется специализированный софт или можно воспользоваться услугой сервисного центра по работе с ЕГАИС.
Все остатки алкогольной продукции в кафе, ресторанах, столовых и иных заведениях общественного питания должны быть отображены в системе. В базе данных ЕГАИС остатки общепита обязаны учитываться и соответствовать реальным объемам. Это возможно только проводя списание в ЕГАИС, общепит при этом, формируя акты списания, в качестве основания указывается «реализация продукции».
Списание не потребуется для:
Формирование актов списания по этим видам продукции носит рекомендательный характер. Журнал учёта розничных продаж алкогольной продукции, пива и пивных напитков заполняется всеми видами организаций и по всем видам продукции в обязательном порядке.
Если выяснилось, что каких-то бутылок не хватает или что-то разбили, то составляется акт списания с указанием нужной причины. Это может быть: недостача, пересортица, уценка, порча или потеря и др. Если списание оформляется для крепкого алкоголя, то нужно указать акцизную марку. Если для пива — его количество.
Ведение продаж в организациях общественного питания по сравнению с продажами в обычном магазине имеет ряд отличий и свой особенности:
В общепите после вскрытия алкоголь могут продать далеко не сразу. Для продажи товара используются порции в литрах, миллилитрах или граммах. Для списания алкоголя в организациях общепита в ЕГАИС (не позднее следующего рабочего дня после составления бухгалтерского документа, подтверждающего факт списания алкоголя) подают акты списания с указанием причины «реализация». При оформлении акта списания для крепкого алкоголя необходимо указывать марки вскрытых бутылок, даже если они еще не были проданы. В торговой точке алкоголь из вскрытой бутылки может еще использоваться, а в ЕГАИС он будет уже продан. Фасованную продукцию списывают поштучно, а нефасованную, (например, пиво в кегах) ─ в декалитрах. Способы составления Акта списания зависят от используемой программы.
Важно! Подавать данные в ЕГАИС об алкоголе общепиту рекомендуется раз в сутки, а не при каждом вскрытии тары или продаже. Списание в ЕГАИС общепит должен делать регулярно. Если отчеты не высылаются на протяжении долгого времени, это может послужить поводом для проверки контролирующими органами.
Всем организациям общественного питания работающим с ЕГАИС нужно каждый квартал подавать специальную отчетность в ФСРАР — так называемые алкогольные и пивные декларации по формам 7 и 8. Заполнение деклараций ведется по установленным правилам, а сроки для каждого года четко прописаны.
Как вести помарочный учет общепиту по ЕГАИС 3.0:
Таким образом все организации общепита должны вести помарочный учёт.
Версия документов ЕГАИС формат 3
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь в подключении ФГИС Зерно?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем зарегистрироваться и оформить личный кабинет.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Программы для автоматизации общепита позволяет облегчить работу персонала, увеличить выручку, повысить эффективность управления сотрудниками. Теперь нет необходимости тратить кучу времени на рутинную работу. Все необходимое для предприятий общественного питания собрано в одном месте. Решения для автоматизации общепита Выгодные и функциональные решения для автоматизации организаций общественного питания — готовые комплекты оборудования и программного обеспечения в Мультикас. ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ РЕШЕНИЙ Преимущества…
Как работать в ЕГАИС — одна из главных тем среди всего бизнеса, так или иначе связанного с оборотом алкоголя в стране. Несмотря на то, что система ЕГАИС была введена еще в 2017 году, остается много вопросов у предпринимателей, импортеров и оптовиков, каким образом в ней работать и для чего были введены новые требования. Мы собрали самый актуальный материал тому, как…
На территории Российской Федерации розничные продажи алкогольной продукции требуют от ИП и организаций работы с программой ЕГАИС. Как зарегистрироваться в ЕГАИС? Единая государственная автоматизированная информационная система контролирует рынок спиртных напитков с момента производства бутылки и до конечного потребления. Таким образом государство успешно борется с контрафактным алкоголем и предотвращает тысячи смертей от некачественного продукта. Регистрация в ЕГАИС нужна рознице, чтобы легально…
Проблемы и ошибки в ЕГАИС имеют свои способы решения в зависимости от того, к какому типу относится проблема. Взаимодействие с системой ЕГАИС необходимо участникам рынка алкогольной продукции по закону. Основное назначение системы — контроль оборота всего алкоголя в стране. К сожалению, до сих пор очень многие не понимают основное назначение системы ЕГАИС, поэтому не соблюдают основные принципы и правила работы,…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!