Работать в ЕГАИС обязаны все кафе, рестораны, бары и прочие заведения общепита, реализующие алкогольную продукцию. ЕГАИС создана для контроля производства и оборота всего этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В статье мы подробно расскажем, как учитывается алкогольная продукция на точках общественного питания в ЕГАИС, а также поможем разобраться во всех тонкостях и правилах подачи ежедневных и ежеквартальных отчетов в контрольный орган.
Оглавление
Требования и порядок продажи спиртосодержащих напитков в общепите регламентированы федеральным законом ФЗ-171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта.». Их обязаны знать все, кто собирается осуществлять продажи алкоголя в заведениях общественного питания, и соответственно следовать им. Давайте рассмотрим основные моменты и тонкости закона в сводной таблице:
№ статьи и пункт | Что регламентирует |
---|---|
Ст-я 16, п-т 1 | Организационную правовую форму: продавать крепкий алкоголь могут лишь юридические лица, ИП доступна торговля слабоалкогольными напитками. |
Ст-я 16, п-т 4 |
Территорию для продажи: — торговать алкогольными напитками разрешено в таких заведениях, как рестораны, бары, буфеты. Сюда не входят столовые, пекарни и прочее; — обязательно предоставление помещения, где будут обслуживать гостей; — размеры помещения не регламентированы, кроме тех заведений, которые располагаются в жилых зданиях. В данном случае размер пространства составляет 20 м(кв) или более. — помимо прочего территория для торговли может регламентироваться региональными закона. |
Ст-я 16, п-т 9 | Временные промежутки для торговли: круглосуточно |
Ст-я 16, п-т 10 | Наличие кассового оборудования по 54-ФЗ: обязательно |
Ст-я 18, п-т 4 |
Наличие лицензии: — при продаже, транспортировке и покупке крепкого спиртного в общепите лицензия обязательна; — торговля слабоалкогольными напитками не требует специального разрешения. |
Если вы собираетесь продавать (а также применять при изготовлении блюд) алкогольную продукцию в заведениях общественного питания, нужно соответствовать следующим требованиям:
Основными стадиями при обороте алкогольной продукцией являются — закупка, постановка на баланс, хранение и списание. Давайте разберем, по каким операциям следует отчитываться в ЕГАИС при продажах в предприятиях общественного питания:
Операция | Действия в системе |
---|---|
Приемка | Приходная накладная |
Оформление возврата | Накладная на возврат |
Перемещение товаров между складами и точками одной компании | Расходная накладная на транспортировку |
Реализация | Акт на списание с указанием причины «реализация» |
Снятие с баланса в случае кражи, разбития бутылки и прочее | Акт на списание с установлением причин (бой и т.п.) |
Давайте разберемся, как оформлять каждую типовую операцию.
Отгрузкой товара, и соответственно составлением товарно-транспортных документов, занимается производитель и оптовый поставщик алкогольных продуктов. Оптовик направляет в ЕГАИС товарно-транспортную накладную (ТТН), которая содержит перечень марок и численность бутылок из партии отгрузки. В документации к пиву и пивным напиткам содержится количественная опись.
При получении партии в заведение питания, товаровед скачивает товарную накладную из сервиса и сверяет сведения из документа и фактически прибывший товар.
Принимая крепкий алкоголь, удостоверьтесь, что маркировочные коды на продукции соответствуют кодам, прописанным в электронной транспортной накладной. Данную процедуру упростит использование сканера штрихкодов.
При приемке пива и пивной продукции стоит обратить особое внимание на количество единиц, название, литраж .
По итогам проведения сверки накладной документации руководитель точки отправляет в систему ЕГАИС соответствующие документы:
Стоить отметить! Законом предусмотрено, что начиная с января 2021 года, обработка электронных накладных при принятии алкоголя должна происходить в те же сутки. То есть, принимая у оптовика продукцию по факту и делая пометку на бумажных ТТН, важно также зайти и отметиться в системе ЕГАИС.
Помимо прочего, если поставка не будет обозначена как принятая получателем в срок до 60 дней, груз автоматически возвращается на баланс поставщику. Поставщик имеет право направить жалобу в ФСРАР, а закупщику в этом случае грозит штраф, на основании статьи 14.10 КоАП:
Принять алкогольную партию не всегда бывает легко, есть вероятность столкнуться со следующими особенностями:
Для упрощения работы с закупками рекомендуем использовать товароучетные программы, такие как — Контур, СБИС, 1С и другие. Эти сервисы справятся со следующими задачами:
Подтверждение факта принятия продукции сопровождается постановкой на баланс. Как проходит процедура фиксации:
Для автоматической постановки крепкого алкоголя со всеми сопутствующими данными лучше воспользоваться товароучетными сервисами, которые вы можете подключить к УТМ ЕГАИС. При таком способе агрегированные партии сканируются 2D-сканером.
Данные по крепкому спиртному и слабоалкогольным напиткам в общественных точках питания хранятся на разных регистрах. До 2021 года крепкие напитки, также как и пивные, при продаже переносились на регистр №2, однако теперь учет крепкого горячительного ведется поштучно согласно требованиям ЕГАИС 3.0 исключительно на регистрах №1 и №3.
Данные по пиву, сидру, пуаре и другим немаркируемым спиртным напиткам все также хранится на первом и втором регистрах. Приходуются партии на складском регистре, а при продаже переводятся в торговый зал.
Сверка остатков спиртной продукции и пива должна проводится своевременно во всех розничных заведениях. При отсутствии данных мероприятий могут появиться значительные расхождения между фактическим количеством товара и тем, что находится на балансе в ЕГАИС. Это повлечет за собой налоговые проверки и возможные штрафы.
Чтобы сверить остатки, вам необходимо:
Инвентаризацию, сверку и выравнивание остатков можно провести самостоятельно, или обратиться за помощью к специалистам компании Мультикас.
Алкогольная продукция уходит с баланса ЕГАИС путем списания, зачастую после реализации, но иногда по другим причинам — утрата, хищение, разбитые товары.
Для начала разберемся, в чем разница между продажей алкогольных напитков в общественном питании и в рознице:
Давайте пошагово разберем процесс списания алкоголя через реализацию.
Для начала продавцу на точке общепита необходимо вскрыть тару (например, кегу). Затем напиток, независимо от того крепкий или слабоалкогольный, можно реализовать порционно или целиком. Для добавления в чек порционно, необходим перевод из штучного учета в объёмный (литр, грамм, миллилитр).
От выбора программы для ведения отчетности в системе ЕГАИС зависит необходимость составления Акта вскрытия тары. Однако по закону при работе со спиртным этот документ обязательным не является.
Некоторые товароучетные системы имеют функцию, позволяющую переводить единицы в объём прямо на онлайн-кассе. Этот способ будет менее трудозатратным.
При торговле алкоголем в заведении быстрого питания, в государственный сервис по учету составляется и передается Акт на списание, с указанием причины «реализация».
Пункт 1.2 Приказа ФСРАР от 17 декабря 2020 года №397 обязывает направлять Акт списания в ЕГАИС не позже, чем через один рабочий день после даты составления бухгалтерского документа о факте реализации.
Стоит запомнить!
В зависимости от выбранной программы для учета товаров, акты списания можно заполнить по-разному.
Помимо продажи спиртного, можно указать и другие причины для его списания. При обнаружении недостачи или порче бутылки, необходимо составление Акта списания, с обозначением соответствующей причины:
Для крепкого спиртного обязательно укажите марки, для слабого алкоголя — литраж или количество штук.
Не стоит пренебрегать составлением актов на списание, так как фактические остатки на точках общественного питания обязаны соответствовать прописанным в системе ЕГАИС.
Если вы являетесь владельцем одного или нескольких ресторанов, баров, кафе или других заведений, на вас возложена обязанность сдачи ежеквартальной алкогольной декларации. Этот документ требуется сформировать и отправить в электронном виде через официальный сайт Росалкогольрегулирования.
В 2022-2023 годах декларации подаются по новым формам №7 и №8. Документы должны содержать следующую информацию:
Рассмотрим процесс подачи в виде таблицы:
Что делает общепит | Что формирует ФСРАР |
---|---|
Заполнение алкодекларации №7 и №8. | Протокол сверки оставшейся продукции |
Подписание КЭП и архивирование | Квитанция о приеме декларации |
Шифровка при помощи сертификата ФСРАР | — |
Загрузка документации на государственный портал | — |
Составление деклараций вручную — весьма трудоемкий процесс, поэтому советуем его автоматизировать. Это поможет сократить временные затраты и избежать допущения ошибок, чтобы впоследствии не пришлось подавать документацию по новой.
Остаток спиртных напитков в бухгалтерском учете ресторана зачастую не совпадает с информацией об остатках в ЕГАИС. Такие ситуации складываются потому, что в сервисе открытая бутылка убирается с баланса полностью, а в бухгалтерском учете — лишь проданные миллилитры.
Рассмотрим на примере.
Работник вскрывает бутылку водки 0,5 л, сканирует акцизную марку и передает данные о списании в ЕГАИС. При этом реализовано за смену всего 350 мл из этой бутылки. Значит, в бухгалтерском учете будет числиться остаток 150 мл.
Таким образом работник обязан вести учет всей оставшейся продукции, и при этом проверить количество вскрытых бутылок для передачи сведений в Росалкогольрегулирование. Информации для ввода в программу бухгалтерского учета в таком случае будет довольно много.
Для упрощения и систематизации ведения учета, имеется возможность интеграции ЕГАИС с программами кассового и товарного учета (1С, Контур Маркет, СБИС и другие). При подключении каждая проданная порция будет автоматически фиксироваться в товароучетной программе, что в свою очередь сделает учет более «прозрачным».
Зарегистрироваться в ЕГАИС и отчитываться о продажах алкоголя следует всем заведениям общественного питания в 2023 году. Работа со спиртосодержащей продукцией в кафе, барах, пабах и ресторанах схожа с розничными продажами. Однако есть нюансы — продажа может осуществляться круглые сутки, но перед передачей покупателю бутылка вскрывается.
Составление и отправка актов на списание с описанием причины обязательна для всех, кто реализует алкогольную продукцию. Также обязательна ежеквартальная отправка отчетной документации по формам №7 (для крепкого) и №8 (для пивных напитков). Журнал учета розничных продаж вести не нужно — его отменили.
Применение товароучетных программ поможет систематизировать торговлю спиртным в заведениях питания, автоматизирует и упростит процесс приемки, сверки и списания алкоголя.
Слабые алкогольные напитки в заведениях общепита можно продавать просто, не имея лицензии. Она понадобится только для торговли крепким спиртным (коньяк, къянти и т.п.).
Если по каким-либо причинам интернет на точке продаж пропал, то продавать спиртное можно еще в течении трех дней. УТМ будет фиксировать продажи, и как только связь восстановится, передаст информацию в ФСРАР. Более 3-х дней продавать спиртное без подключения к сети нельзя.
Если вы торгуете лишь пивными напитками (сидр, пуаре, медовуха и т.п.) в заведении, сканер штрихкодов не обязателен. Однако, его наличие упростит процесс приемки партии, а также оградит вас от штрафных санкций за не считываемые штрихкоды, если таковые имеются в партии. А вот для торговли маркируемым алкоголем сканер обязателен.
Помарочный учёт в системе ЕГАИС подразумевает отслеживание движения каждой единицы маркированной алкогольной продукции. Для этого используется информация содержащаяся в акцизной марке (штриховой код в формате PDF-417). Для ведения помарочного учёта используется регистр остатков №3. Регистр №3 ведется отдельно для каждого fsrar_id (обособленного подразделения юрлица с отдельным КПП).
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС, Меркурий и маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Нужна помощь в автоматизации ЕГАИС?
Не теряйте время, мы бесплатно окажем консультацию и подберем оптимальное решение для ЕГАИС.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Программы для автоматизации общепита позволяют облегчить работу персонала, увеличить доходы, повысить эффективность работы сотрудников и компании в целом. Теперь нет необходимости тратить кучу времени на рутинные операции. Все необходимое для…
Как работать в ЕГАИС — одна из главных тем среди всего бизнеса, так или иначе связанного с оборотом алкоголя в стране. Несмотря на то, что система ЕГАИС была введена еще…
На территории Российской Федерации розничные продажи алкогольной продукции требуют от ИП и организаций работы с программой ЕГАИС. Как зарегистрироваться в ЕГАИС? Единая государственная автоматизированная информационная система контролирует рынок спиртных напитков…
Проблемы и ошибки в ЕГАИС имеют свои способы решения в зависимости от того, к какому типу относится проблема. Взаимодействие с системой ЕГАИС необходимо участникам рынка алкогольной продукции по закону. Основное…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!