Все продавцы пива (как ИП, так и ООО) должны использовать ЕГАИС. Рассмотрим, как это нужно делать на практике.
Оглавление
Система ЕГАИС предназначена для учета объема выпуска, оборота и использования алкогольной продукции (п. 30 ст. 2 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ). Пиво и напитки, производимые на его основе — алкогольная продукция (п. 7 ст. 2 Закона № 171-ФЗ). К числу обязательных участников системы ЕГАИС относятся организации и ИП, закупающие пиво и напитки (постановление Правительства России от 31.12.2020 № 2466).
При розничной реализации алкоголя пользователь ЕГАИС предоставляет в данную информационную систему достаточно широкий спектр сведений, предусмотренных регулирующими нормативами. Но данный факт не должен слишком беспокоить продавца пива. Необходимые сведения в систему ЕГАИС передаются в четко регламентированном порядке, который мы рассмотрим далее.
В соответствии со ст. 10.2 Закона № 171-ФЗ, рыночный оборот спирта и продукции осуществляется только при условии использования специального товаросопроводительного документа — товарно-транспортной накладной (ТТН). Порядок применения ТТН регулируется приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2021 № 397.
По сути, с помощью ТТН в системе ЕГАИС фиксируется движение алкогольной продукции от производителя к потребителю:
Отметим, что к алкогольной продукции в составе поставки прилагается другая накладная — по форме ТОРГ-12. Она бумажная. Содержание поставки следует сверять в том числе с ней (как и саму накладную ТОРГ-12 со сведениями по ЕГАИС).
Рассмотрим теперь, как применять ЕГАИС на практике розничному продавцу пива с учетом приведенных выше общих принципов. Соответствующее применение представляет собой формирование заявок о фиксации в ЕГАИС информации, которая связана:
Ознакомимся с ними последовательно.
Первый практический шаг в пользовании ЕГАИС для продавца пива — сверка ТТН, внесенной в систему поставщиком (производителем, оптовиком), и фактической поставки.
Продавец, сверив поставку с ТТН, фиксирует в ЕГАИС один из трех типов информации:
В общем случае алгоритм работы с ЕГАИС для розничного продавца пива будет выглядеть так:
Если поставщик не привезет недостающий товар в устраивающие продавца сроки — второй должен подтвердить приемку той продукции, что привезена фактически (зафиксировав, опять же, расхождения в ЕГАИС).
5. Если выяснится, что ТТН составлена с явными ошибками (например, неверно указано наименование магазина), то следует зафиксировать в ЕГАИС отказ от приемки и направить поставщику всю партию обратно.
Продав алкогольную продукцию (принятую до того по ТТН), розничный продавец фиксирует в ЕГАИС информацию об этом — одновременно с выдачей кассового чека покупателю (п. 10.2 Порядка по приказу № 397).
Теперь — о постановке товара на баланс и списаниях.
В ЕГАИС учет алкоголя ведется с использованием регистров. В случае с пивом их два:
После подтверждения ТТН пиво попадает на первый регистр (ставится на баланс), и останется там, пока не будет вручную переведено на второй. Соответствующий перевод — необходимое условие для корректного отражения факта реализации пива в ЕГАИС. Перевод необходимо произвести своевременно (то есть, сразу после перемещения товара со склада на витрину).
В установленном порядке осуществляется списание продукции — то есть, ее снятие с того или иного регистра (складского, витринного). В каждом случае списание производится по основанию, установленному регулирующими нормативами, а в ЕГАИС фиксируется информация об этом с помощью специальных документов — актов. Примеры оснований для списания (фиксации в ЕГАИС сведений об актах списания) — реализация, пересортица, потеря, арест (п. 1.2 Порядка по приказу № 397).
Акты списания составляются не позднее следующего рабочего дня после составления документа, выступающего основанием для списания (например, формы ТОРГ-16).
Рассмотрим далее особенности отдельных сценариев учета реализации пива в ЕГАИС.
Как следует из положений ст. 11 Закона № 171-ФЗ, торговать пивом оптом могут только юридические лица, ИП — нельзя. Организациям необходимо учесть следующие нюансы:
Нельзя отправлять в розницу продукцию, не отраженную юрлицом в ЕГАИС в качестве остатков.
Основной вариант реализации пива в рознице — бутылками (в ТТН они показываются в штуках). Сведения о такой реализации по актам списания отражаются в ЕГАИС ежедневно (в конце рабочей смены). Фиксируется при этом общее количество реализованных бутылок.
По похожей схеме в ЕГАИС отражается другое событие — отпуск пива в розлив (из бутылки или из кега). Если при продаже бутылки факт реализации — передача в руки покупателя с выдачей чека, то при розливе данный факт фиксируется в момент открытия бутылки (кега), из которого разливается пиво.
Разливаться при этом оно может не сразу, а постепенно в течение дня. Это не имеет значения с точки зрения учета в ЕГАИС. Теоретически из открытой бутылки можно даже ничего не разлить — если пиво никто не купил. Во всех случаях в ЕГАИС показывается акт списания, как и при реализации, не позднее следующего рабочего дня после открытия емкости.
На практике ИП или юрлицу для осуществления указанных выше процедур, необходимо:
Рассмотрим, как решаются данные задачи.
Необходимо:
Производить требуемые действия необходимо с помощью браузера Edge или Internet Explorer в версии 9 и выше.
Прежде всего, нужно зайти на портал, нажать на «Ознакомиться», затем ниже — на «Начать проверку» и убедиться, что проверка прошла успешно (напротив каждого пункта стоит зеленая галочка).
Далее нужно:
Сформированный RSA-ключ будет функционировать в течение 1 года.
Для справки: приложением № 2 к Правилам по постановлению № 2466 определены требования к программно-аппаратным средствам, которые нужны для использования ЕГАИС. Применительно к розничным продавцам основные требования следующие:
Организации и ИП, осуществляющие закупку пива для реализации, обязаны использовать программное обеспечение, которое обеспечивает учет сведений об объемах закупки пивоваренной продукции (подп. 4 п. 31 Правил). Это умеют делать почти все современные товароучетные системы. Но если используется малоизвестная программа, следует уточнить данные у ее поставщика о выполнении рассматриваемого требования.
Фиксация любых документов в ЕГАИС — в том числе ТТН, осуществляется с помощью универсального транспортного модуля (УТМ), бесплатной программы, разработанной Росалкогольрегулированием. Особенность данной программы в том, что она не имеет своего интерфейса и может функционировать отдельно от товароучетной системы предприятия или дополнительного софта. Требуется интегрировать УТМ с данной системой.
Соответственно, сразу после подключения к ЕГАИС через портал Росалкогольрегулирования потребуется установка УТМ.
Это можно сделать буквально сразу же после нажатия на «Закрыть» на предыдущем этапе, рассмотренном выше. Необходимо:
На рабочем столе Windows появится ярлык на запуск УТМ.
Далее потребуется интегрировать УТМ с используемой товароучетной системой. Как мы уже знаем, УТМ как отдельная программа функционировать не может. То, как осуществляется соответствующая интеграция, зависит от конкретной разновидности товароучетной системы. Это может быть продукт от Контур.Маркет, 1С, ЕГАИСИК, СБИС или иного известного поставщика. Необходимо обратиться к нему и получить инструкции по интеграции с УТМ.
По желанию продавца пива также осуществляется интеграция УТМ с онлайн-кассой — для автоматизации передачи сведений о фактах реализации алкоголя в ЕГАИС. Опять же, алгоритм решения такой задачи зависит от конкретного типа используемого решения. Современные кассы бывают разными. Чаще всего это устройства на базе фискального регистратора, подключенного к компьютеру или мобильному гаджету. Но есть и автономные ККМ, смарт-терминалы под управлением ОС Android.
ИП и организации, продающие пиво в розницу, обязаны осуществлять учет и декларирование объемов реализации продукции (ст. 14 Закона № 171-ФЗ, приказ Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396). При этом, декларации сдаются не через ЕГАИС, а через сайт Росалкогольрегулирования (или через системы ЭДО). Но сведения в декларациях должны полностью соответствовать тем данным, что отражены в ЕГАИС. Поэтому, декларирование — фактическая часть использования ЕГАИС.
Отчетность сдается в электронном виде по форме № 8, утвержденной приказом № 396. Срок — до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом — кварталом (если крайний срок сдачи выпадает на выходной, то декларация сдается на следующий рабочий день). Например, за 1-й квартал (январь-март) отчет нужно сдать не позднее 20 апреля, за 2-й — до 20 июля, за 3-й — до 10 октября, за 4-й — до 20 января следующего года.
В течение квартала, следующего за отчетным, возможна отправка корректировочной декларации, если в уже сданной обнаружится ошибка.
Ключевые особенности составления пивной декларации:
Декалитр — это 10 литров. То есть, если продано 100 литровых бутылок пива, то декларируется значение в 10 декалитров.
Сдать декларацию можно через используемую систему для заполнения декларации (если в этой системе существует такая возможность) или через сайт Росалкогольрегулирования — в соответствии с инструкцией от ведомства.
В 2022 году основные правила пользования ЕГАИС и отчетности для продавцов пива действуют практически те же, что были актуальны в 2021-м. Существенных нововведений на 2023 год не анонсировано.
Вместе с тем, заслуживает внимания тиражируемая в СМИ и на сайтах ряда официальных структур информация о возможной скорой реформе — установлении для продавцов пива обязанности по учету розничной реализации продукции в ЕГАИС. Так, организация «Опора России» в недавней публикации напомнила о рассмотрении соответствующего проекта закона (проект № 1079811-7) Госдумой.
Для справки: в ЕГАИС по разным принципам осуществляется учет крепкого алкоголя (содержание спирта — не менее 20%) и слабоалкогольной продукции (в том числе пива). В случае с крепкими напитками в системе отражается оборот каждой бутылки (с помощью марок). В отношении пива учет осуществляется по партиям (поставкам в заказанном объеме). В ТТН по пиву фактически показывается партия алкогольной продукции, направляемая от производителя в магазин (напрямую или через оптовика).
Установление обязанности по учету в ЕГАИС реализации пива, как считают некоторые эксперты, станет более эффективной альтернативой маркировке пива и продукции. Которая пока что реализуется на стадии эксперимента — на основании постановления Правительства России от 17.02.2021 № 204.
В системе ЕГАИС по закону продавец должен отражать:
Понадобятся:
Если уже есть компьютер, онлайн-касса и товароучетная система, то понадобится приобрести только отдельный токен для ЕГАИС с ЭЦП. Сам токен стоит около 2000 рублей, сертификат ЭЦП на 1 год будет стоить около 3000 рублей.
Как следует из положений ст. 18 Закона № 171-ФЗ, производство и оборот пива и пивных напитков не требует оформления лицензии.
Пиво продавать без подключения ЕГАИС нельзя, за это налагаются штрафы. Рассмотрим их далее.
Есть штраф за нарушение порядка учета в области оборота алкогольной продукции по ст. 14.19 КоАП РФ:
10-15 тыс. рублей на должностных лиц (в том числе ИП);
от 150 до 200 тыс. рублей на юрлиц.
На практике соответствующем нарушением признается в том числе продажа пива без подключения продавца к ЕГАИС. Иные примеры нарушений:
Также предусмотрен штраф за просрочку предоставления декларации (ст. 15.13 КоАП РФ):
Наряду со штрафами за нарушение декларирования возможна также конфискация имущества, являющегося предметом правонарушения.
К напиткам ,произведенным на основе пива, относятся:
В ФСРАР отчетность по их реализации заносится в Декларацию по форме 8 (пивная декларация).
|
Эксперт Директор по развитию компании «Мультикас». Более 7 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания. Максим Демеш md@kassaofd.ru |
Бесплатный аудит остатков в ЕГАИС
Проведем бесплатный аудит остатков в ЕГАИС для вашей организации. Дадим рекомендации для устранения нарушений.
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Программа ЕГАИС для пива используется всеми участниками оборота слабоалкогольной продукции. Согласно ФЗ-171 от 22.11.1995, в отношении пива также предусмотрен учет, хоть этот товар и не идентифицируется акцизными марками. Подключение к…
Онлайн касса для пива — устройство нового поколения, призванное автоматизировать кассовые операции предприятий сферы торговли/услуг. Использование данного вида контрольно-кассовой техники стало обязательным после вступления в силу закона РФ №54. Согласно…
Чтобы открыть точку разливного пива, одной идеи мало. Нужно тщательно взвесить все «за» и «против», так как этот бизнес имеет свои особенности. Придется тщательно изучить ограничения, условия, требования, предъявляемые к…
Как открыть магазин пива — актуальный вопрос для начинающего бизнесмена. Для этого потребуются не только знания тонкостей данного вида деятельности, но и владение достаточной информацией и законодательной базой. Пиво —…
Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.
Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!