+7(499)703-15-51 Москва
+7 (800) 777-10-65 Регионы
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
|
|
Что такое УПД: как работать с документами в СБИС

Что такое УПД: как работать с документами в СБИС

Максим Демеш
22 апреля 2025
564

УПД можно использовать с 2013 года взамен счёта-фактуры и первичных бухгалтерских документов. Он их объединяет и тем самым снижает загруженность документооборота. Некоторые участники рынка могут использовать его на добровольной основе, но для части он является обязательным документом. Рассмотрим, какие виды УПД существуют, в каких случаях используются и как заполняются на примере СБИС.

В этой статье вы узнаете:

Программа Сбис

Подключение СБИС лицензия

Подключите лицензионную программу СБИС по цене разработчика. Помощь в настройке и подключении.

Подробнее о предложении

Оглавление

Что такое УПД

Универсальный передаточный документ (УПД) — это бухгалтерская форма, которая объединяет в себе первичный учетный документ и счет-фактуру. Его основная функция – подтверждение передачи товара или выполнения услуги. В рамках требований ФНС разрешается заменять другие бумаги на УПД.

Многие фирмы привыкли использовать обычные документы — накладные, акты, счета-фактуры. Переходить на УПД необязательно, но это значительно снизит нагрузку на документооборот. Его оформление регулируется Письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@.

УПД пригодится:

Виды УПД

В работе используется 2 вида УПД — со статусом 1 и 2. Первый вариант расширенный, он заменяет сразу обе бумаги: и счет-фактуру, и первичный учетный документ. Второй вариант подойдет в том случае, когда УПД заменяет только первичный документ без учета НДС. Как было описано ранее, выбор зависит от применяемого налогового режима и присутствия/отсутствия НДС. Статус 2 не подходит для ситуаций, где требуется налоговый вычет.

Что такое УПД как работать с документами в СБИС пример упд

Пример УПД

В отчете указывается:

  1. Название документа — в шапке прописывается полное наименование: «Универсальный передаточный документ (УПД)».
  2. Дата формирования — обязательно проставляется датировка составления УПД, которая важна для корректного отражения операции в налоговом и бухгалтерском учете.
  3. Реквизиты участников сделки — документ содержит полные данные о продавце и покупателе:
    • Наименование организаций или ФИО ИП;
    • ИНН, КПП (для юридических лиц);
    • Юридический или фактический адрес.
  4. Описание предмета сделки — детально перечисляются:
    • Передаваемые товары;
    • Оказанные услуги или выполненные работы;
    • Единицы измерения (шт., кг, м² и т. д.);
    • Объем или количество.
  5. Финансовые показатели:
    • Общая стоимость поставки (услуг, работ);
    • Применяемая ставка НДС (10%, 20% или отметка «без НДС»).
  6. Подтверждение документа — завершается подписями ответственных лиц с расшифровкой. При использовании электронного документооборота (ЭДО) подписи могут быть цифровыми.

Как перейти на работу с УПД

Для работы с новым документооборотом понадобится:

  1. Выбрать контрагентов и сделки, по которым будут оформляться бумаги. Необязательно переходить на УПД сразу всей фирме, можно организовать работу нескольких отделов новым способом, а другие оставить в привычном формате, если в этом есть необходимость.
  2. Подготовить образец УПД, актуальный на сегодняшний день.
  3. Выбрать ответственное за подпись документа лицо. Им может стать тот, кто обычно подписывает счета-фактуры либо руководитель, главбух.
  4. Уведомить в письменной форме контрагентов о переходе на новый способ и заключить дополнительное соглашение о его применении. В новых договорах так же предусмотреть пункт с УПД.
  5. Издать приказ об использовании УПД, можно в свободной форме, но с указанием всей важной информации.
  6. Дополнить приказ приложением – это может быть инструкция, список контрагентов и прочие связанные документы.
Обратите внимание! Отдельно составляется перечень отказавшихся работать по новой схеме контрагентов. Продолжать сотрудничать с ними можно в привычном формате.

Удобнее всего автоматизировать процессы работы с УПД. Для этого существуют специализированные программы, в которых будут заложены многие функции по улучшению эффективности документооборота, к примеру:

Как создать УПД в СБИС

Чтобы выгрузить УПД в СБИС, потребуется:

  1. Открыть главную страницу, далее нажать «+ Создать» и выбрать тип документа УПД.Что такое УПД: как работать с документами в СБИС создать 2
  2. Проверить данные отправителя, далее заполнить поле «Покупатель».
  3. Прикрепить договор, если он есть, и он нужен контрагенту.
  4. Указать дополнительную информацию: комментарий, срок исполнения, период действия и другие детали.
  5. Добавить товары или услуги нажатием на кнопку с плюсом +.Что такое УПД: как работать с документами в СБИС создать 3
  6. Выбрать способ отправки нажатием на кнопку с тремя точками.

Как загрузить УПД в СБИС

Для загрузки понадобится отчет в формате *.xml. Его можно скачать из вашей учетной системы, к примеру, 1С.

Что такое УПД как работать с документами в СБИС выгрузить

Сохраните его на ПК, а далее переходите к загрузке в СБИС:

  1. Нажмите «Загрузить/С компьютера».
  2. Выберите нужный отчет и нажмите «Загрузить». Программа автоматически определит тип документа и создаст формы.
  3. Проверьте корректность данных и отправьте отчет.

Что такое УПД как работать с документами в СБИС загрузить

Доступные режимы загрузки отчетов:

  1. Минимальный:
    • Карточки сотрудников и организаций в системе Saby не изменяются;
    • Новые записи не создаются;
    • Данные из отчета загружаются без обновления существующей информации;
  2. Максимальный (используется по умолчанию):
    • Автоматически создаются недостающие карточки сотрудников и организаций;
    • Существующие данные обновляются в соответствии с загружаемым файлом;
    • Подключаются государственные органы для последующей сдачи отчетности.
Важно! Максимальный режим включен по умолчанию, что обеспечивает наиболее полную синхронизацию данных.

Ошибки при формировании УПД

Как и все документы, УПД необходимо четко сверять и внимательно заполнять. Но человеческий фактор присущ 30% случаев некорректной работы с документами. А потому необходимо понимать, как справиться с последствиями и пресекать их в будущем, чтобы не получить штраф и не привлечь проверку надзорных органов.

Неправильные коды маркировки

Проблема может возникнуть как вследствие неосмотрительности работника, так и в результате сбоя программы. Решение: использовать сканеры DataMatrix для автоматического считывания кодов, проверить интеграцию учетной системы с платформой «Честный знак».

Некорректные реквизиты

Если неправильно указать ИНН, КПП и адрес продавца, УПД могут отклонить. Решение: сверьте данные контрагентов с ЕГРЮЛ/ЕГРИП, далее делайте это регулярно. В системе учета поставьте в настройках автоматическую подстановку реквизитов.

Количество товара отличается

Указанное в УПД количество товара не совпадает с фактически переданным, что вызовет ошибку. Решение: во время отгрузки уделите особое внимание сверке данных. Перед отправкой проверяйте итоги сверки. Все это правильнее будет сделать в автоматизированной системе.

Указан неверный формат документа

С 22 января 2025 года УПД должен соответствовать формату 5.03, в противном случае он не будет подходить для работы с маркировкой. Решение: установите лицензионный программный продукт актуальной версии, который поддерживает работу с форматом 5.03. Регулярно проводите обновление ПО.

Отсутствие электронной подписи (УКЭП)

Если документ не подписан электронной подписью, он считается нелегитимным. Решение: у каждого сотрудника, что работают с ЭДО, должна быть актуальная УКЭП. Также проверьте настройки ЭДО.

Данные переданы в «Честный знак» несвоевременно

Решение: в учетной системе настройте автоматическую передачу сведений. Регулярно проверяйте вручную статусы их отправки.

Ошибки при приемке УПД покупателем

Если вторая сторона не подтвердит приемку, блокируется завершение сделки в системе «Честный знак». Решение: обе стороны должны уметь работать с УПД, для этого их необходимо обучить. Всегда держите связь с контрагентами, чтобы решать проблемы быстро.

Как хранить УПД

Это обязанность налогоплательщика. Срок хранения установлен Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 и составляет 5 лет. Отсчет начинается не с даты подписания, а с 1 января года, следующего за годом завершения делопроизводства.

Примечание. Под завершением делопроизводства понимается последнее использование УПД в налоговых расчетах или отчетности.

Способы хранения:

  1. Бумажные документы — можно группировать в одной папке со счетами-фактурами или хранить отдельно, главное — обеспечить быстрый поиск нужного документа.
  2. Электронные — хранятся столько же, сколько и бумажные (5 лет). Варианты хранения: внутренний электронный архив компании или специализированные сервисы.

Организация вправе сама выбирать формат хранения (бумажный или электронный), но обязана соблюдать установленные сроки и обеспечивать сохранность документов.

Частые вопросы

Loader image

Необязательно. Все пункты можно отразить в одном документе, если покупатель один. Если клиенты разные, то потребуются и разные УПД. Именно в этом заключается его отличие от счёт-фактуры, так как в УПД можно включить и товары, и услуги, а в счет-фактуру – нельзя.

Можно. Заполняются данные УПД как в документе для первичного учёта, игнорируя подраздел про счёт-фактуру. В таком случае данные об НДС не вносятся.

Заполнять документы можно как в том, так и в другом варианте. ЭДО становится проще. Но стоит понимать, что электронный УПД – это не просто бумажный документ, а XML-файл, содержащий данные из документа в виде кода.


Макс Демеш

Эксперт

Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания.

Максим Демеш

md@kassaofd.ru


Нужна программа СБИС?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию по СБИС и поможем оформить заказ.

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Онлайн-кассы

Онлайн-кассы

Перейти

POS-системы

POS-системы

Перейти

Сканеры штрих-кодов

Сканеры штрих-кодов

Перейти

Весы

Весы

Перейти

Кассовое программное обеспечение

Программное обеспечение

Перейти

Услуги

Наши услуги

Перейти

Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Также читают:

Подпишитесь на рассылку

Законодательство часто меняется, появляется новое оборудование, мы готовим для Вас интересные акции и предложения. Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних событий.

Остались вопросы?

Мы поможем разобраться! Меня зовут Антон, задайте свой вопрос и мы ответим на него в кратчайшие сроки!

Закажите обратный звонок Мы свяжемся с вами как можно скорее!
У вас есть вопрос? Напишите нам Мы ответим на ваш вопрос как можно скорее!
Выберете ваш город: Моего города нет в списке